Зыбаю-колыбаю… Еще один секрет колыбельных песен

Опубликовано: 04.08.2016 | Автор: | Рубрики: семейная психологияРазвитие и воспитание

«Ему мать не пела колыбельных». Знаете, о ком так говорили на мудром Востоке? О плохом человеке… Но почему колыбельные оказывают такое влияние на нашу жизнь, почему этот жанр, уходящий корнями вглубь веков, живет до сих пор?

Вы, конечно же, легко можете сказать, от какого слова произошло слово «колыбельная». Да, от слова «колыбель». А «колыбель» – в свою очередь – от слова «колыбать» или «колебать» – качать. И все-таки главный секрет колыбели не только в качании. Главный секрет – в качании ритмичном. Почему? И что такое – ритм, почему он так важен для всех без исключения людей, а для малышей – особенно?

Вдох – выдох, вдох – выдох, шаг левой – шаг правой, шаг левой – и снова правой. Вокруг нас могут рушиться миры, вершиться судьбы вселенной – но наша жизнь не прервется, пока продолжается это равномерное чередование. Пока сохраняется РИТМ. Ритм – это основа нашей жизни: сердце ритмично работает, проталкивая кровь по сосудам. Любой сбой – это болезнь и, возможно, смерть. Даже незначительный сбой дыхания – это уже выход из равновесия: когда злимся – дышим чаще, когда боимся – дыхание замирает, мы «боимся вздохнуть».

Но есть одна волшебная стихия, вся насквозь пронизанная ритмом – погружаясь в которую, мы восстанавливаем нарушенный ритм. Эта стихия – музыка. Поэтому в музыку надо погружаться… с колыбели.

Когда мы говорим о колыбельных, всегда поднимается вопрос: какие колыбельные хорошие, а какие – плохие? В каких – правильный смысл, а в каких – нет? Должен ли волчок утаскивать детку за бочок – или не надо детку пугать? А мне знаете, что кажется? Что новорожденному детке все равно. Не понимает он слов еще. Зато прекрасно понимает, когда еге берут на ручки, прижимают нежно к себе – и он снова слышит ритм маминого сердца, к которому привык за столько месяцев. И в ритм этому стуку – покачивание. Это ритмичное покачивание успокаивает. Причем не только детей – нас, взрослых, тоже: вы же знаете, что мы делаем, когда сильно огорчены? Сидим, качаясь. Когда нас что-то раздражает? Нервно качаем ногой или постукиваем по полу, или карандашом по столу. Когда взволнованы, нервничаем? Ходим из угла в угол по комнате: хождение – это тоже ритм. Покачивание – это один из самых древних механизмов самоуспокоения, и мы «включаем» его у ребенка, когда поем ему колыбельные.

Мы все считаем, что ритм у колыбельных должен быть спокойным – мол, под спокойное они засыпают легче. Ага! Очень часто слышала обратное, да и на собственном опыте убедилась: ритм может быть очень разный. Моя дочка – сейчас ей уже 12 лет – когда была маленькая, лучше всего засыпала под «Брич-Муллу». Не знаю, знакомы ли вы с репертуаром бардов, но это такая веселая и бодрая песня. Или под революционные песни – в дедушкином исполнении. Я потом уже поняла, в чем секрет. Ритм надо подбирать не под детку, а под взрослого. Если у вас внутри половецкие пляски после разговора с начальством, медленную колыбельную вам не спеть – и ребенок будет чувствовать ваше внутреннее напряжение. Так дайте же ему выйти – спойте вы марш! А потом еще что-то – что в голову придет. А потом… а потом и сами не заметите, как запоете что-то спокойное, а ребенок – ой, да он же уже спит!

Но про образы все-таки скажу. «Революционные песни – это же ужасно!». М… Тут играет роль только то, что вы сами представляете. Ребенок, вопреки нашей вере в силу его интеллекта, очень долго не понимает словесную речь, в песне – особенно. В песне он воспринимает ритм, интонацию, эмоцию и – считывает тот образ, ту картинку, которую видит исполнитель-взрослый. Буквально из пространства. Даже цвета совпадают – исследования проводились. Поэтому вы можете, конечно, представлять злого волчка. А можете главным образом песни сделать край, границу, которую ни в коем случае нельзя переступать, даже приближаться к ней, а уж ложиться на краю – тем более. Ведь основной конфликт человеческой жизни – это переживание границы и преодоление ее. Колыбельная-то об этом… Но это то, что касается колыбельных архаичных – в них, как правило, очень глубокий смысл. И смысл правильный: уже много-много поколений поют ее и… выживают. Но если страшно – можно петь и революционные песни, они попроще.

Так какое же чудо привносит в нашу жизнь колыбельная песня?

Нашу жизнь тяжело ритмизировать: в нее постоянно врываются звонки, смски, они вырывают нас из общения с детьми, поднимают из-за общего стола: надо бежать, спасать, спасаться… Колыбельные песни – это каких-нибудь 15-20 минут в день. Но они дорогого стоят. Они запускают в нашу сумбурную жизнь волну ритма, напоминая нам о сути нашего существования: суета сует… Как знать, может, это и есть главные моменты нашего дня.

Еще один вопрос: до какого возраста петь детям колыбельные? Не знаю, наверное, это надо решать с каждым ребенком индивидуально. Скажу только, что для моих мальчишек – семи и пяти лет – самое страшное наказание, когда мама рассердилась, и дальше «песенка не идет из горла». И радости нет предела, когда мама успокоилась, они замирают на своих кроватях, которые будто начинают качаться, как лодки, в одном ритме с песенками. Если присмотреться, можно увидеть, как весь хаос дневных событий начинает обретать структуру, раскладываться по полочкам – и сопение с кроватей становится все спокойней и ритмичней… Иногда в это же пространство колыбельных тихонько прокрадывается из своей комнаты старшая дочка, садится в уголке. А иногда мальчишки просят: «А пусть сегодня нам поет сестра!». И вечером происходит настоящий концерт не очень чистого, но очень душевного пения, этот репертуар они тоже любят – и тоже спокойно под него засыпают. Так что пойте, пока они просят – пока у них есть необходимость быть маленькими и черпать из этих песен силы, чтобы бороться с морем неожиданностей, которое обрушится на них завтра.

Зоя Дмитриева



Роднулечка — октябрь 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика