Учиться, учиться и еще раз учиться: найдите место благоразумию

Опубликовано: 11.11.2015 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Новый учебный год набирает обороты – школьники уже получили первые промежуточные оценки. Родители детей, окончивших первую четверть на «четверки» и «пятерки», испытывают радость и гордость за своих отпрысков. И их можно понять. Кому же не хочется, чтобы ребенок был успешным? Ведь именно с хорошими школьными оценками принято связывать будущее благополучие и благосостояние детей.

Родители, чьи дети менее удачно освоили учебный материал и получили в четверти «трояки», испытывают совершенно другие эмоции, под воздействием которых неосознанно совершают грубые ошибки воспитания.

В первую очередь, мамы и папы троечников начинают сравнивать своего ребенка с чужими детьми, негативно отзываясь об умственных способностях своего собственного сына или дочери. Что чувствует ребенок в этот момент? Поставьте себя на его место. Представьте, вы приходите на работу, а вам говорят, что Ирочка быстрее составляет отчет, Светочка может за день заключать по 3 договора, Верочка вообще стала начальником отдела за месяц, а вы – серая, посредственная биомасса, у которой не хватает ни ума, ни таланта, чтобы добиться аналогичных результатов. Вы думаете есть зависимость между успехами других людей и вашими умственными способностями?

Вот и у вашего ребенка может быть сотня причин получить тройки по каким-либо предметам, и ни одна из них не будет связана с его истинным знанием данной учебной дисциплины. Ребенок хочет вашей поддержки и понимания, а слышит лишь нравоучения, которые совершенно не помогут улучшить оценки. В такой ситуации попытайтесь выяснить, действительно ли он не понимает предмет. Если это так, помогите ему разобраться. Если ребенок знает дисциплину, ищите причину низкой оценки и попытайтесь ее устранить.

20150818_12Кроме этого, помните, не все дети могут учиться только на «4» и «5». Однако это не говорит о том, что ваш ребенок глупее остальных. И уж тем более это не говорит о том, что троечник никогда не добьется успехов в жизни. Вспомните имена людей, получивших мировую известность. Например, Альберт Эйнштейн очень поздно начал говорить, и его речь не соответствовала его возрасту. Однако он стал лауреатом Нобелевской премии в области теоретической физики. Как это ни парадоксально, но Исааку Ньютону трудно давались в школе две дисциплины – физика и математика. Помните, в каких областях прославился он? Правильно, это оказались именно физика и математика. Или знаменитый писатель Н.В. Гоголь, который получал плохие оценки за школьные сочинения. Теперь же его произведения считаются классикой мировой литературы.

Конечно, эти примеры не являются руководством к действию и не призывают пускать на самотек успеваемость ребенка в школе. В идеале нужно найти ту область деятельности, в которой ваше чадо сможет показывать неплохие результаты и добиваться определенных высот, и спокойно реагировать на те оценки, которые ребенок приносит из школы.

Помните, в стремлении сделать своего ребенка хорошистом или отличником, вы рискуете напрочь отбить у него желание учиться или, что еще хуже, сломать его психику.

Расскажу историю из личного опыта. Я сама окончила школу с золотой медалью. За все годы обучения напротив моей фамилии в журнале побывало две или три четверки, причем они были промежуточные. За год всегда выходили лишь пятерки. Знаете, как реагируют окружающие, когда видят результат, которого не ожидали? Они все задают один и тот же вопрос: «Как же ты могла?». А воспринимается этот вопрос еще угнетающе: «Как ты докатилась до того, что у тебя одна четверка?». Вдумайтесь. Только одна «4». И это плохо? Когда у тебя всегда отличные оценки, и ты вдруг получаешь четверку, окружающие воспринимают это как твою неудачу и разговаривают с тобой так, словно это неудовлетворительная оценка. Психологически это довольно тяжело переносить. Также тяжело пытаться учить на «5» те предметы, которые тебе не поддаются. Для меня это были физика и химия. Причем мои способности позволяли выучить эти дисциплины на твердую четверку, но родители не хотели понимать, как это остальные предметы я в состоянии понять, а эти два – нет. Кстати, несмотря на полученное в школе «золото», гением я так и не стала.

Подход к обучению вашего ребенка должен быть благоразумным. Помните, что дети ходят в школу не только за оценками. Так же важно, как они учатся добывать знания, чтобы потом правильно применять их на практике, какие впечатления и эмоции остаются после уроков. Согласитесь, есть разница между ребенком, который ненавидит все вокруг, но получает отличные оценки, потому что постоянно зубрит непонятный материал, и ребенком, который учится чуть хуже, но испытывает от этого процесса радость и удовлетворение. Такому ребенку не приходится выслушивать бесконечные сравнения с другими детьми, он с радостью идет в школу, потому что может там не только получать знания, но и общаться с друзьями. Такой ребенок счастлив, поскольку родители воспринимают его таким, какой он есть!

Наталья Шаталова



Роднулечка — октябрь 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика