Учатся родители, а не дети

Опубликовано: 10.12.2015 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Когда ваш ребенок идет в школу или какое другое учебное заведение, подразумевается, что началась его учеба, его труд, его терпение и испытание. Но не тут-то было. На самом деле, начинается испытание для родителей. Наверное, большинство со мной согласятся.
У кого дети усидчивые, старательные и особо одаренные – у тех проблем нет. Ребенок учится сам, старания родителей минимальны. Вы подумаете – утопия. Отнюдь. Такие дети бывают, и не сказать, что это диковина какая. Остальные учатся, кто как может. Здесь усилия со стороны родителей просто неизбежны.

Некоторые, откровенно говоря, скатываются на двойки, а озадаченные папы и мамы бьются о стену. Что же делать? Как выстроить учебный процесс, чтобы он не превратился в семейный ад? Я не пугаю и не преувеличиваю. Когда успеваемость так себе, а нагрузка все прибавляется, кажется, что просвета нет. Недавно просмотрел семинар «Учиться на отлично легко», но не совсем осознаю, как это применить. Семинар раскрывает глаза на некоторые проблемы, но у всех различные точки зрения на этот счет.

Одно очевидно. Дети не желают учиться по многим причинам. Это в первую очередь – лень, ведь надо напрягаться, а хочется развлечься и поиграть. Затем следует целый набор факторов. Это строгий, иногда кричащий преподаватель, обычное отсутствие интереса к каким-либо предметам, отсутствие мотивации, слишком сложная программа и тому подобное. У ребенка или убит, или никогда и не возрождался подлинный интерес к знаниям. А время идет, обучением пренебрегать нельзя.

Причина порой не только в невообразимо сложной программе, как некоторые думают. Несомненно, программа обучения сегодня не та, что была в школьные годы многих пап и мам. Действительно, приходится вникать в задание, которое и взрослый-то не сразу поймет. Чего уж говорить о детях, особенно в начальных классах. А современное многообразие учебников различных издательств? Иногда брат или сестра, учащиеся в более старших классах, не способны качественно помочь младшему, у них такого пособия не было. А как быть с объемами заданий, которые необходимо выполнить на дому. Порой количество заданного материала и творческая изобретательность учителей просто поражают. Например, нужно сделать не простую поделку, а макет дома и рассказать на английском языке, где что находится. Совершенно ясно, что ребенку 1 и 2-го классов это не под силу. А значит, сознательные родители потратят на это весь вечер (если не до полуночи), чтобы дитя пошло в школу с выполненным заданием. И таких запросов немало. Не спорю, это развивает ребенка, но родители здесь оказываются вовлеченными даже больше.

Если говорить о сугубо личной причине посвящения родителей учебному процессу, то на лицо индивидуальная заинтересованность, старания и способности ребенка. Как уже говорилось, некоторые папы и мамы не очень глубоко погружены в учебу, так как сын или дочь сами учатся и довольно хорошо. Там, где ситуация иная, родители оказываются по уши в уроках. Именно они восклицают перед первым сентября: «Не хочу в школу!».

Что мы, как родители, в действительности хотим от наших детей? Хотим, чтобы они, отучившись, состоялись в жизни. По этой причине и вкладываем в них слова наставления: «Учись на “отлично”, тогда и в жизни успешен будешь. Хорошо образованных везде ценят. Будешь плохо учиться, пойдешь дворником на мизерную зарплату». Насколько справедливы такие высказывания – большой вопрос. Исследования показывают, что далеко не все отличники имеют высокую оплату труда и зарабатывают много денег.

Добрая половина троечников оказываются более развитыми в жизни и умеют, что называется, делать деньги.

Другая половина троечников, да и хорошисты, ничем особо не выделяются и доход у них самый средний. Вы скажете, что же образование не нужно для заработка денег? Но ведь в школах не учат, как зарабатывать деньги. Да, это так. Правдиво будет сказать, что наша система образования вообще не нацелена на то, чтобы найти свое место в жизни. Разве только во время учебы вдруг в ком-то загорится определенный интерес и он станет, ну скажем, физиком. Так за что мы бьемся, почему вникаем в учебу глубже наших детей?

Причина проста. У многих из нас стоит парадигма «примерного ученика». В нас это вложили с детства, хотя сами мы могли и не быть отличниками и хорошистами. Мы стараемся всеми возможными способами повлиять на процесс обучения нашего ребенка. Картина знакомая многим, когда вышедшая из себя мама кричит на тупо смотрящего сына или дочь: «Тут делать нечего, а ты сидишь уже час». Ребенок еще больше сжимается, волнуется от крика и еще больше тупит. Мы используем различные средства для достижения своей цели. Мы объясняем, наказываем, лишаем, пытаемся зажечь интерес, обещаем поощрения. Что-то срабатывает, что-то – нет. Мы порой сами не можем объективно сформулировать то, что мы от них хотим. Когда высказываем пожелание примерного ученика, то не задумываемся, а то ли это, что действительно нужно?

Сам собой напрашивается вывод. Необходимо поднять или зародить в ребенке мотивацию. Но как? Из упомянутого семинара «Учиться на отлично легко» услышал интересные, но спорные вещи. В какой-то мере нынешняя система образования закладывает «рабское мышление». От ребенка требуются четкость, аккуратность, исполнительность и послушание. Поэтому одни сливаются с этой системой, другие, менее успешные, смиряются, а третьи – плюют на нее. Они пытаются взаимодействовать с ней, но перспективы у них свои. Принцип такой: «Все пройдет, и учеба тоже». Неизбежно родители занимают какую-то из этих позиций, если и дети занимают такую позицию. Иногда позиция детей и родителей резко полярная, и тут разгорается война. Кто кого сломает – это не выход. Известно, что заинтересованный человек – успешный человек. Но как заинтересовать ребенка?

Если интерес не придет, то ребенок либо просто подчиняется системе, но не больше, либо восстает против системы (асоциальное поведение), либо взаимодействует с системой образования. Мы, родители, должны не просто каждый день упорно делать с ним уроки, контролируя каждый шаг. Так мы будем учиться со своим дитятей до окончания школы. Я должен помочь своему ребенку разбудить интерес к какому-нибудь предмету, может, и не к одному. Ведь есть же у каждого какие-то наклонности, а школьные дисциплины разносторонни. Пусть в троечнике проснется отличник! Если подобное удастся, то, почувствовав успех и азарт в одном, ребенок начнет подтягиваться и по другим предметам. Он ощутит, что влияет своими знаниями и активностью на свою репутацию. Вы увидите, что ребенок сам в учебном процессе. Здесь не говорится о стопроцентном успехе по всем предметам и решении всех проблем с уроками. Но, думаю, что родители почувствуют, что уже не они учатся, а он.

Ефим Кунин



Роднулечка — май 2018

Подробнее
Яндекс.Метрика