Теория большой уборки

Опубликовано: 07.09.2016 | Автор: | Рубрики: Время для семьи

Всем нам время от времени приходится убираться дома, вне зависимости от того, нравится нам это или нет. Но не стоит всю жизнь тратить на организацию порядка, тем более что за нас это уже сделали другие. Некоторые эксперты даже уверяют, что убраться можно раз и навсегда. Звучит заманчиво, не правда ли?

Сегодня на передовой борьбы за чистоту и порядок в доме активно «сражаются» американка Марла Силли, основавшая систему Flylady, и японка Мари Кондо, придумавшая метод КонМари. Обе – настоящие профессионалы и, не побоюсь этого слова, фанатки своего дела. Они не только навели идеальный порядок у себя и теперь активно консультируют других, но и успели теоретизировать свои знания и опыт. Удивительный пример того, что человек может найти себя в чем угодно.

По сути, фундаментальная разница в подходе только одна: Силли советует убирать понемногу, но каждый день, а Кондо рекомендует сделать это раз и навсегда. Хотя понятие «однажды» в ее случае весьма относительно и в среднем займет около полугода. Строго следуя принципам фен-шуя, дамы сходятся в главном: порядка не будет там, где много лишнего. А потому – долой все ненужное.

Метод КонМари

Пока ровесники-подростки беззаботно проводили свободное время, Мари Кондо упорно «приводила в порядок» пространство вокруг себя. За 15 лет практики она отточила мастерство на 100% и оптимизировала опыт в книге, которую уже успели окрестить бестселлером – «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка в доме и жизни». Если отбросить все лирические отступления с претензией на философию, логические цепочки объяснений и маниакальное стремление автора к порядку, то в сухом остатке будут несколько весьма эффективных советов. Основной посыл: избавиться от всего ненужного и решить, где и как хранить нужное.

Согласитесь, в эпоху потребления нас окружает слишком много вещей, которыми мы не пользуемся, но почему-то упорно храним. Одежда, которую не носим, книги, которые не читаем, журналы, «осиленные» наполовину, музыкальные инструменты, на которых не играем… А еще банки-склянки, не сильно радующие сувениры, вполне хорошая, но морально устаревшая техника или вовсе сломанная, но оставленная «на всякий случай»… Кондо советует: не церемонясь, выбрасывать все ненужное и не приносящее радость. Она уверена: только так можно по-настоящему привести в порядок то, чем владеете. Причем, это программа минимум, максимум – саму жизнь в целом.

«Магическую уборку» лучше проводить без музыки, телевизора и пристального взгляда родственников. В идеале – в полной тишине и лучше с утра. Решать, что пора выбросить, стоит по категориям (одной за раз) и в правильной последовательности – от простого к сложному: одежда, книги, документы (письма, бумаги, инструкции к приборам, открытки и т.п.), категория «Разное» и напоследок – так называемые «сентиментальные» предметы (подарки, сувениры, и т.п.) Кстати, чтобы не убираться бесконечно, каждую категорию надо сортировать сразу полностью, а не по местам дислокации.

Автор молниеносно решает главную дилемму многих женщин: куда все деть, когда нечего надеть? Как только вы правильно отберете вещи, которые вам действительно нужны, появится место для их хранения – лучше по категориям и смысловому предназначению. Базовый принцип: аккуратно складывать все, что складывается, и хранить вертикально. Мяться они при этом будут не больше, чем на вешалках в забитом до отказа шкафу. Кондо уверяет: сложить можно почти все, за редким исключением. Если вещь «оседает» на полке, значит, способ складывания не соответствует типу ткани. Все, что не сложили, развешивайте по категориям. В идеале от левой стороны шкафа к правой длина должна уменьшаться, материал становиться тоньше, а цвет светлее.

Кондо обещает: проведя большую чистку, мы сами удивимся, как мало вещей нам в жизни надо. И предупреждает: идеальный порядок вызывает привыкание. Наведя его однажды, мы просто не сможем, и главное, не захотим больше жить по-другому. А потому, правильно организовав хранение вещей, всегда будем возвращать их на место. Кстати, размещать их лучше не там, где удобнее доставать, а куда проще потом ставить. Если они вам нужны, все равно возьмете, где бы они ни лежали, а вот поставите, куда проще и удобнее.

Система Flylady

Свою систему после глобальной уборки собственного дома Марла Силли разработала для «коллег по несчастью» – погрязших в быту и депрессии домохозяек. Но метод из-за экономии времени и эффективности подхода активно стали применять и работающие женщины. В итоге за 15 лет маленькая рассылка электронной почты выросла в большой интернет-проект. Судя по книге Марлы, содержать дом в идеальном порядке – сродни организации работы крупной компании, а потому не лишним будет освоить тайм-менеджмент. В быту правильно выстроить тактику поможет таймер и планирование. Для этого стоит разделить квартиру на 5 зон: прихожая-столовая, кухня, ванная и детская, спальня, гостиная – общая комната. (У кого жилплощадь больше, допметры можно вписать в эти категории). «Flylady» наводят порядок каждую неделю в одной зоне, и не больше 15 минут в день. Они уверены: чем больше времени, тем дольше будет «тянуться» работа. А чтобы не сбиться с правильного курса, планируют завтрашние дела сегодняшним вечером. Главное: не хвататься за все и сразу, чтобы «не перегореть», а медленно, но верно двигаться к поставленной цели.

Оригинальных методов борьбы за чистоту у Марлы на любой вкус: «Буги в 27 Бросков» (когда за 15 минут в мусорный пакет отправляется 27 ненужных вещей), «Тренировка пожарных в горячих точках» (разбор и сортировка наиболее сложных участков, которые, как магнит, притягивают к себе кучу вещей), «Пятнадцатиминутки по Борьбе с Хламом» (избавление от неиспользуемых вещей) и крайний случай «Уборка-марафон» перед приходом гостей (по 15 минут в каждой зоне одним днем в варианте «лайт»).

Но даже при таком стратегическом подходе не избежать повседневной «рутины», которую Марла советует превратить в утренние и вечерние ритуалы и ни в коем случае не пропускать. Например, каждый день разбирать те самые злополучные «горячие точки», куда постоянно «стекаются» вещи.

В каждой зоне у Марлы свой порядок действий, но, как вы понимаете, 200 страниц детальных инструкций помесить в одну статью крайне проблематично. Однако главный принцип тот же – понемногу каждый день. Никаких генеральных уборок до упаду в выходные. На это время найдутся дела поинтереснее.

Наталья Маркова



Роднулечка — октябрь 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика