SOS, мы тонем… в потоке информации! Спасите души детей

Опубликовано: 04.08.2016 | Автор: | Рубрики: семейная психологияРазвитие и воспитание

Помните, классический курс истории, который мы изучали в школе? Родовой строй, рабовладельческий, феодальный… В каждом – свои ценности, свои приоритеты. В каком строе живем мы? Что у нас является главным? Большинство ученых сходится во мнении, что главное сейчас – информация. Без нее мы не представляем жизни, обладание информацией («мы первые узнали!») дает конкурентное преимущество, для того чтобы всегда быть «в курсе», мы придумали кучу гаджетов, потеря каждого (даже представить страшно!) серьезно выбивает нас из колеи. Информация – это наш Бог: сейчас в любом доме в красном углу стоит телевизор.

Как ребенок чувствует себя в информационном обществе? В пространстве, где информация – везде. Она кричит со стен домов, она прячется у мамы в кармане и у папы в сумке. В почтовом ящике, в телевизоре и радио. На проносящихся машинах. На улице дяди и тети суют ее прямо в руки. В маршрутках она лезет в уши.

Для того чтобы представить, что он ощущает, давайте сделаем несколько шагов назад и вспомним, как это было немного раньше. Ну, хотя бы в нашем детстве. Реклама – смешная советская реклама – висела годами на одном и том же месте. Мы знали, что через неделю пойдем туда и встретим все тот же «абырвалг». Радио – на столбе посреди квартала. Телевизор – как праздник. А еще раньше? В домах побогаче – книги. Победнее – бабушка со сказками, тетушка со сплетнями.

Да, поменялась обстановка: сейчас ничем не завешенные стены кажутся нам… пустыми, неуютными. А уж в детской обязательно должны висеть развивающие таблицы. Поменялась одежда: если нырнем вглубь веков, там на ежедневной рубахе редко где встретишь узор, однотонная она, на праздничной одежде – да, там побогаче, но узоры со смыслом, это тоже информация, но – обережная, ритуальная, сызмальства понятная тем, кто жил в той среде. Сейчас на ползунках пишут английские фразы – к чему бы?

Детка едва вырастет из ползунков, и мы ведем ее на занятия – и чуть ли не требуем, чтобы каждый раз было «что-то новенькое», а то-де чаду скучно: вон он сидеть не хочет. Если же приглядеться внимательней, то «скучно» – это маме, это зачастую именно нам нужно каждый раз в песочнице хвастать новеньким: платьицем или песенкой или стишком на английском. А детке… детка на самом деле сидеть не может уже от… переполненности, от смутной внутренней тревоги: что мне делать со всей этой информацией, которую в меня впихнули? С английским в два года – что делать?! Ребенку за благо великое, если ему «сто раз повторят одно и то же» – и не тупость это совсем, а потребность убедиться в сотый раз, что мир – стабилен, предсказуем, а значит – безопасен. Как раз с этой потребностью ребенка мы считаемся меньше всего.

Но, может, так оно и надо? С детства, чтобы, когда вырастет, легче вошел в этот информационный поток и не утонул в нем? Нет. Не легче ему будет. Да, вокруг все поменялось, но не поменялось наше собственное «программное обеспечение» – наш мозг, его способность обрабатывать информацию (прекрасная, к слову сказать, способность, которая позволяет человечеству выживать уже много тысячелетий). И как бы ни пытались мы напихать уже в раннем возрасте в ребенка побольше «драйверов» в виде математики с пеленок и английского на горшке – наша природа противится. И появляются в нашем информационном пространстве странные слова: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), аутизм, детская тревожность.

Давайте попробуем представить, как мы, взрослые реагируем на информацию. Если вам, предположим, скажут, что завтра на работе вас ждет зюкалуп. Ваша реакция? Воскликните «что-что?», усмехнувшись: что за чушь? Почувствуете радостное предвкушение чего-то? Даже если и так – это будет радостное… напряжение. Потому что на любую незнакомую информацию мы всегда реагируем… страхом: выбросом адреналина, напряжением. Это реакция, подаренная нам эволюцией: если не знаешь – лучше приготовиться к бою, вдруг оно кусается!

У детей этот механизм тоже работает. Только вот беда – их словарный запас очень мал. Поэтому их «зюкалупы» и «абырвалги» подстерегают на каждом шагу. Еще они приходят в виде непонятных – а чаще всего откровенно агрессивных – образов рекламы, вовсе не симпатичных морд на одежде, в форме музыки (музыка – это тоже информация), которые взрослые люди пишут для взрослых людей, выплескивая туда свои взрослые переживания, с которым ребенку (а он становится невольным слушателем) совладать очень сложно. Ведь наше подсознание впитывает абсолютно все! Как незрелая, ненатренированная психика ребенка будет со всем этим справляться? Вовсе не худший способ – много движений. Движение – естественный способ снятия напряжения: я убежал – значит, спасся. Но чаще всего нам это мешает, и мы старательно обездвиживаем ребенка, усаживая его с гаджетом. Второй способ – повышенная агрессия. Ребенок не злой, просто ему страшно. А когда нам страшно, мы либо нападаем, либо… прячемся, уходим в себя, отказываемся от общения. Умные дяди и тети называют это аутистическими проявлениями.

Есть ли спасение? Безусловно. И ответственность лежит на нас, на взрослых. Мы можем уменьшить поток входящей информации. Уменьшить количество игрушек: их должно быть столько, сколько ребенок в состоянии убрать сам в течение 10 минут без скандала. Не в коробку свалить, а аккуратно расставить по местам (если для игрушки есть место, то и для меня есть место в этом мире). Поверьте, этого количества вполне достаточно для всестороннего развития. Пусть лучше ребенок домысливает недостающее с помощью своего воображения: учится связывать, преобразовывать информацию, а не быть ее рабом: мне скучно, дайте мне новую игрушку! Это же рабство!

Убираем со стен детской «развивающие костыли», отбираем энциклопедии. Мультики – раз в неделю, как в советское время. Да, будет ломка – но мы ее преодолеем, есть ради чего. Чтобы было легче – много гулять на природе, там, где нет привнесенной человеком информации, а есть много информации, созвучной нашему организму, есть свобода движений!

Сказки. Расскажите ребенку сказку. Ощутите, как спокойно и величественно течет поток сказки, по которому малыш плывет в лодочке своего воображения. И – для сравнения – поток мультика, который сбивает ребенка с ног и волочет по острым камням чужих, придуманных взрослыми образов.

Если вы все еще верите в необходимость ТАКОГО количества информации… Скажите: информации сейчас изобилие, а… стали ли люди умнее? Нет, потому что ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный – это еще древние сказали, у них было больше пространства для мысли. Да, для мысли нужно пространство: даже если взять примитивную модель нашего мозга – компьютер, то мы знаем: если он «забит», то начинает… правильно, тормозить!

Стали ли мы с этим обилием информации счастливей или добрее? Нет. Информация не знает чувств, она холодна. Поэтому нам, родителям, гораздо важнее наполнить ребенка чувствами, дать ему ощущение тепла, радости, нежности – и грусти тоже. Информация все равно его настигнет. А вот придет ли с ней счастье? Ведь счастье – это все-таки чувство…

Дарья Марченко



Роднулечка — декабрь 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика