Скоро в школу? Поднимаем самооценку!

Опубликовано: 05.05.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Период подготовки ребенка к школе – один из волнительных и ответственных в жизни будущего первоклассника. Наблюдая за хлопотами родителей при выборе школы, посещая «школу дошкольника», ребенок проникается ощущением грядущих перемен в своей жизни. С одной стороны, он готов к ним и желает стать учеником. А с другой стороны, ребенка терзает страх: а справится ли он? А если не получится, будут ли родители любить его по-прежнему и т.д.? Именно поэтому с ребенком начинают происходить странные метаморфозы. Он вдруг начинает вести себя как «маленький», учащаются капризы, происходит неожиданная смена настроения или он перестает делать то, что делал всегда и т.д. Причина такого поведения – возрастающая тревога ребенка и, как следствие, неуверенность в себе. И чем ответственнее ребенок, чем больше он хочет в школу, тем, как ни странно, таких метаморфоз становится больше.

Родителям необходимо, прежде всего, набраться терпения и вселить в ребенка уверенность в том, что у него все получится. Что для этого предпринять?

Во-первых, семья должна быть тем местом, куда ребенок приходит за защитой и поддержкой в трудных или радостных для него моментах. Родители, принимающие своего ребенка без оценок и критики его поступков, становятся ему опорой и защитой. Таким родителям проще доверить свои тайные переживания. Ведь каждый боится оценок, а тем более осуждения со стороны самых близких. Поэтому ребенок должен знать, что любим, не смотря на достижения, ошибки или неудачи.

Такая ежедневная практика (безоценочная, с анализированием удач и неудач) вселяет в ребенка уверенность и расширяет границы его интересов. Уверенный в себе ребенок стремится все понять, до всего добраться, во всем поучаствовать. Задача родителей – поддерживать этот интерес, помочь расширять границы мира и исследовать неизвестное. В этом возрасте детям интересны фокусы, опыты и необычные выставки и мастер-классы. И если родители сами в этом участвуют, то у ребенка не только пробуждается интерес к новому, но и в семье появляется тот общий интерес, который сближает и делает отношения более доверительными.

Во-вторых, в возрасте 5-6 лет дети еще сами не способны до конца выстроить причинно-следственные связи, поэтому им нужна помощь взрослых. В том случае, если взрослые объясняют, за какие усилия и достижения хвалят ребенка, то достигнутый успех становится для него более ценным. Та же самая ситуация складывается в отношении неудачи. В обеих этих ситуациях родителю важно объяснить ребенку, почему был достигнут именно такой результат, что привело его к победе, какие шаги повлияли на неудачу. Например, ребенок научился аккуратно вырезать и сделал красивую открытку. Родители могут напомнить ему, что он сделал для того, чтобы открытка получилась такой, какой бы ему хотелось. В этом случае поможет обсуждение нескольких вопросов. Например, вспомнить, как учился резать бумагу? Сколько листов бумаги было изрезано прежде, чем стало получаться аккуратно? Как боролся с лишним клеем и его следами на бумаге? Вспомните с ребенком, сколько времени учился приклеивать ровно и т.д.

Кирпичики уверенности и адекватной самооценки закладываются у ребенка именно тогда, когда у него есть ощущение, что он действительно потрудился, а его победа не случайность или стечение обстоятельств. Помните: для уверенности более полезным будет обсуждение действий, приведших к успеху, чем заострение внимания на ситуации неудачи.

В-третьих, большие победы будут встречаться в жизни ребенка не каждый день. И к таким победам нужно готовиться. А вот маленькие успехи нужно искать в каждом дне. Помогайте своему ребенку замечать и ценить те усилия, которые он совершил в течение дня. Обулся без помощи взрослых, застегнул все пуговицы, донес сумки с покупками, развязал узел на платке, сам собрался на занятие в детский клуб и т.д. Обсудите их за ужином или перед сном. Напоминание об этих маленьких победах станет для вашего ребенка защитой и придаст сил в моменты трудностей.

Когда ребенок начнет ходить в школу, он уже самостоятельно будет решать возникающие ситуации. И от того, какой опыт был накоплен в дошкольном периоде, будет зависеть успех или неудача в решении трудностей. Хорошую помощь в повышении уверенности в собственных силах детям оказывают на занятиях в детском клубе развития. Здесь у ребенка есть возможность в форме игры потренироваться в решении сложных задач и преодолении трудностей. А то, что опытный специалист грамотно моделирует ситуацию, помогает каждому ребенку найти свое решение и получить поддержку. Опытные педагоги не только интеллектуально подготавливают ребенка к школе, но и занимаются его эмоциональным развитием и психологически подготавливают ребенка к школьной жизни.



Роднулечка — октябрь 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика