Школьный социум: ребенок в опасности?

Опубликовано: 20.09.2017 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, и загорелые ребятишки делились впечатлениями о лете. Кто-то ждал занятия с радостью, а кто-то с тревогой думал о встрече с о старшеклассниками, которые «просто шутят»: обзывают, пинают и ставят подножки, отбирают деньги и рвут учебники.  Многие дети из-за ложного стыда не рассказывают родителям о своих переживаниях. Так к чему нужно быть готовым ребенку, переступающему школьный порог и как научиться защищаться от таких «шутников» и других опасных ситуаций?

 

Комментирует Смирнов Алексей Николаевич, директор Центра самообороны «Академия Крав Мага», социальный психолог, бизнес-тренер.

— Алексей Николаевич, вы не только специалист в сфере личной безопасности, но и отец двоих детей-подростков. Как вы думаете, почему в школьном социуме так распространена ситуация с травлей?

— Дети получают разное воспитание и потому имеют разные нормы поведения. Любой школьный конфликт – это не только проблема детей, но и противостояние их семей и систем ценностей. То есть это не просто травля, а результат того воспитания, которое ребенок получил. Например, он чувствует некое превосходство над другими и постоянно пытается найти этому подтверждение. Начиная от безобидных, на первый взгляд, шуток, и заканчивая вполне открытой агрессией.

— То есть один из стилей поведения («жертва», «преследователь», «спаситель») закладывают в ребенке родители?

— Конечно. Школьный социум так же поддерживает те или иные стандарты поведения. Но мы понимаем, что в первый класс ребенок приходит не из утробы матери. Был семилетний период, в который его воспитывали. Вопрос – как.

— Рассмотрим конкретную ситуацию. В школе ребенка обижают сверстники или старшеклассники: отбирают деньги, толкают, обзывают. Кто должен решать эту проблему?

— Родители, педагоги, сами школьники — участники травли. Не должно быть такого, что взрослые все решают за детей или наоборот, предлагают детям разобраться самостоятельно. Существует понятие «зона ближайшего развития»: это позиция, в которой ребенок может что-то сделать, но только при поддержке наставника, родителя. Кроме того, у школьника можно развить навык уверенного поведения —  доброжелательного, открытого, но настойчивого.

— А если  ребенок, которого подвергают травле, сам даст сдачи, не приведет ли это к еще худшим последствиям?

— Первое, чему мы учим на тренировках Крав Мага (израильская система самообороны для взрослых и детей) – это не драться. В первую очередь мы работаем над развитием уверенности. В игровой форме ребенок проживает различные неприятные ситуации в безопасных условиях, рядом с тренером и другими детьми. У него формируется осознание, что он может отбить удар, освободиться от захвата, вырваться из угла, где его зажали несколько человек. Это важное физическое и психологическое ощущение, которое формирует чувство внутреннего покоя и уверенности в своих силах.

— К такому ребенку, вероятно, и не будут приставать.

— Да, все наши внутренние переживания транслируются во вне и воспринимаются другими людьми. Поэтому одного ребенка постоянно унижают одноклассники, мучают все школьные годы, а другого нет.

— Тренировки для девочек и мальчиков чем-то отличаются?

— Программа одна. Коррективы вносятся в зависимости от индивидуальных особенностей детей, а не их гендерных различий. Мы хотим видеть одинаково уверенных, спокойных, сильных мальчиков и девочек.

— На тренировках по самообороне разбираются не только ситуации с травлей?

— Для нас Крав Мага – это система безопасного поведения в целом. Худший вариант – оказаться в опасной ситуации. Мы учим не попадать в нее вообще. Наши инструкторы развивают в детях внимательность и правильное тактическое поведение: видеть, что происходит вокруг, знать телефоны экстренных служб и родителей, выбирать безопасные маршруты. Мы не только об этом рассказываем, но и через игру проживаем с ними конкретные ситуации. Не рассказываем страшные истории, а учим реально оценивать угрозу. Запуганный человек не решит проблему, он может только бояться. Мы учим детей и взрослых думать головой, а после принятия решения их тело уже знает, как нужно действовать.

— Есть ли принципиальные отличия между программой занятий у детей и подростков?

— С детьми всех возрастов мы рассматриваем все проблемы, но решения даем с учетом физических возможностей и психологического развития. Старшая группа, кроме прочего, проходит базовые техники защиты от ножа, более жесткие приемы самообороны.

— И в заключение вопрос, который, думаю, волнует многих родителей – это похищение детей. Есть ли у ребенка реальная возможность защититься в этой ситуации?

 — Похищение бывает ненасильственное и насильственное. В первом случае похититель создает у ребенка ощущение безопасности и уводит его без сопротивления. Посмотреть на щеночка, помочь донести пакеты, поиграть в приставку. Могут быть разыграны и очень сложные сценарии, включающие социальные сети. В этом случае ребенка спасет правильное тактическое поведение. В случае с насильственным похищением – еще и физические действия, которым мы обучаем. Часто в фильмах про спецоперации, полицейских и тайных агентов мы сталкиваемся с понятием «протокол поведения». Вот у ребенка, да и у взрослого тоже, в голове должен утвердиться такой протокол: что делать, если.… Это и есть Крав Мага: мы учим взрослых и детей находить выход из любых опасных ситуации.

Адреса залов: г. Самара, ул. Галактионовская, 132; Стара-Загора, 37, т. 221-73-81
Назовите пароль «РОДНУЛЕЧКА» и получите скидку 20% на первый месяц занятий!



Роднулечка — октябрь 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика