Сделай сам: для чего еще нужно нам детство

Опубликовано: 16.08.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Ваш ребенок в три года научился читать, в пять пел песенки на английском и говорил целые фразы, к школе научился складывать и вычитать двузначные цифры – и вы почти справедливо считаете, что сделали все от вас зависящее, чтобы обеспечить ему успешный карьерный рост в будущем и неоспоримые конкурентные преимущества перед сверстниками? А также создали почву для самореализации? В принципе, да. Но только при одном условии: если параллельно с этим превосходным развитием развивались и его бытовые умения и навыки. Если он к полутора годам научился самостоятельно кушать ложкой (не очень аккуратно, но сам), а к двум – пользоваться горшком и относить плоды своего творчества куда нужно, а еще через полгода – аккуратно выливать. Если он к трем годам – к садику – стал самостоятельно одеваться (пуговки, особенно верхние, еще не очень даются, да и с молнией пока помогать приходится, но уже старается, пыхтит) и вытирать попу! Если к четырем-пяти годам научился шнуровать ботинки (а не шнуровки) и завязывать их бантиками (пока еще не очень крепко, зато тренироваться чаще приходится и с каждым разом все лучше получается).

Кроме того, наш будущий директор заводов-газет-пароходов может сам себя обслужить: заправляет свою постель, чистит зубы, умывается, может вытереться после душа, сложить аккуратно одежду (и найти ее потом), убрать игрушки по местам (ведь мы, взрослые, организовали для игрушек эти места), простирать трусики и носочки…

А еще у него есть обязанности по дому, которые он выполняет сам, без напоминаний: полить цветы, накрыть на стол, убрать со стола и даже помыть часть посуды, подмести пол, протереть обувь – и не только свою, запустить стиральную машину…

Но… Может, правы те родители, которые не обременяют себя заботами по обучению чада всем этим бытовым навыкам? Родители, которые решили обеспечить ребенку счастливое детство – а иначе не хватит времени ни для английского, ни для математики? Нет, вы не подумайте, английский и математика – это прекрасно, правда, в свое время. Но еще важнее одна «мелочь» – уверенность в себе. А она не рождается только из правильного решения примеров. Она рождается, когда ты сам – САМ – можешь себя одеть, обуть, поесть и т. д. см. выше. И не только себя – ты можешь вполне ощутимо помочь взрослым, по-настоящему.

Собственно, овладение бытовыми навыками дает не только чувство уверенности (а оно необходимо для достижения успеха). Психологи давно заметили и другие закономерности, о которых и нам не грех узнать. Например, воспитывая в ребенке привычку быть опрятным, поддерживать свое тело и одежду в чистоте, мы воспитываем в нем чистоту помыслов и души.

Убирая все вещи на места, ребенок убеждается, что и он не лишний, что каждому человеку (и ему в том числе) есть место в доме, семье, на земле.

Человек, аккуратный в еде, будет разборчив в получении и усвоении информации. Человек, который ест быстро, обычно не способен выделить главное.

От привычки убирать постель зависит… наша активность в делах, а также умение не переносить негативный опыт в новые проекты.

Привычка убирать со стола и мыть за собой посуду воспитывает привычку доводить начатое до конца.

Уход за цветами, как мы можем догадаться, воспитывает ответственность за жизнь других существ.

Чтобы нам сильно не бояться нагрузки, которую мы собираемся «взвалить» на хрупкие плечики наших детей, давайте отправимся в недалекое прошлое и посмотрим, что умели сверстники наших детей сто-двести лет назад. «Серебряное копытце» Бажова помните? Как шестилетняя Даренка варила деду Коковане похлебку да кашу, сама себя собрала для жизни в зимнем лесу да еще прихватила ниток кукле платье шить…

Мальчишки в 8 лет могли ухаживать за лошадьми и добывать уток и рыбу, к 15 годам они забирали на себя все весенние полевые работы, ловили рыбу на продажу и сами зарабатывали себе на наряд для вечерних гуляний.

Про десятилетних девочек говорили: «Дочке десять лет – матери дела нет» – дочь стряпала (пироги тоже пекла), стирала, убиралась, нянчила младших, содержала огород. Еще умела прясть, ткать, вышивать и вязать. Бедные крестьянские дети? Но, с другой стороны, ребенку очень хочется быть нужным, полезным, как папа и мама, и нельзя забывать эту его потребность.

Есть ли такие примеры из современности? Есть. У одной моей знакомой шестилетний мальчишка (последний из трех сыновей) каждый день к папиному возвращению с работы мыл полы в трехкомнатной квартире. Сейчас все трое – топ-менеджеры не последних в нашей стране компаний. У другой знакомой сын в шесть лет пек блины, в семь освоил главное мужское блюдо – яичницу, а еще ловил рыбу, сам ее чистил и жарил на костре (разводил, понятное дело, сам) с луком, не позволяя его никому чистить и резать. Кто из него вырос, пока не понятно – не вырос еще. Но они, современные дети, это тоже могут. И им это надо. Ведь это и есть настоящее интеллектуальное развитие! Налить блин на сковороду, постаравшись сделать его ровным, подцепить, перевернуть – каждый раз приспособившись к новому по форме. А развести костер? А помыть обувь – для малыша целое приключение, сколько тут наблюдений и открытий: что будет, если губка мокрая, а что станет, если ее выжать… В каждом таком, простом, на наш взгляд, действии кроется целый букет сложных операций нашего мозга, который постоянно оттачивает их, совершенствует, доводя до блеска – и радуясь тому, что работает не только он один, работают руки, ноги в настоящем реальном пространстве. Детей нельзя этого лишать.

Как сподвигнуть себя (и ребенка) к развитию бытовых навыков? Во-первых, возьмите лист, разделите его на две части. В первой напишите то, что малыш уже умеет делать. А во второй – то, чему он уже вполне может научиться. Выберите из второго списка два-три пункта и помогите ребенку с ними освоиться. Уже через две недели эти пункты должны перейти в первую графу.

Когда вы будете осваивать эти навыки, помните про последовательность, с которой эти навыки у ребенка отрабатываются. Сначала мы все делаем за ребенка и при ребенке (чистим ему зубы и чистим их себе), потом вместе с ним – помогая ему, потом рядом с ним (вы себе, а он себе). И так постепенно отпускаете контроль… И спустя какое-то время вы заметите, что ребенок растет не только умненьким, но и самостоятельным.

Зоя Дмитриева



Декабрь-2018

Подробнее
Яндекс.Метрика