С песней по жизни: как вырастить музыканта

Опубликовано: 21.03.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

«Я люблю только живую музыку», – безапелляционно заявляла лучшая в мире няня Мери Поппинс. И была, безусловно, права. В этой статье мы будем говорить именно о живой музыке – и поэтому в самом начале сделаем оговорку: без фанатизма. Есть у вас возможность музицировать дома с детьми, ходить на концерты – прекрасно! Нет возможности – жизнь на этом не кончается. Возможно, даже наоборот, все только начинается. Итак…

Все мы глубоко убеждены, что музыкальное образование – хоть минимальное – у ребенка быть должно. Ну, нельзя жить без музыки. Но почему? Оставим глубокие философские рассуждения, возьмем больше… медицинскую сторону. Основа музыки – ритм. Без этого «упорядоченного чередования» любая последовательность звуков не воспринимается нами как музыка. Но ритм – это еще и основа… здоровья. Что с нами происходит, если у нас сбивается ритм сердцебиения или дыхания? Невесело… Так что запомним (а потом, надеюсь, и ощутим на собственном примере), что музыка – это… здоровье! Как минимум.

А еще музыка – это обязательно движение. У нас с вами в мозгу есть специальный слухо-двигательный канал, через который мы воспринимаем звучащую Вселенную, нас окружающую. И дотошные ученые выяснили, что даже если мы слушаем музыку вроде бы неподвижно – все равно, что-нибудь в нас да шевелится. Например, корень языка – он пульсирует в ритм. Что из этого следует? Что музыка нам дана для того, чтобы двигаться. Знаете, как проверяют, есть ли у ребенка музыкальные данные? Если в полтора года он начинает «танцевать» под любую мелодию – данные есть, и они есть – да, вы правы, у абсолютного большинства здоровых людей.

Двигаться с музыкой можно двумя способами: во-первых, плясать. Подберите несколько мелодий разного характера – и устраивайте вечером дома дискотеку. Дети будут счастливы, но самое главное – через несколько дней вы сами почувствуете, что 15 минут танцев снимают с вас весь груз дневной усталости (потому что движение – это первый способ снятия стресса). А дети попутно учатся чувствовать характер музыки, реагировать на него своим телом, выражать свои чувства – как это пригодится в жизни!

Надежды маленький оркестр

Второй способ двигаться под музыку – это… играть ее. «Но мы не умеем!», – тут же воскликните вы. Кто вам это сказал? «Девочка, ты умеешь играть на скрипке?», – «Не знаю, не пробовала». Вы думаете, что не умеете играть музыку, потому что вам с детства твердили: не стучи по столу, не скрипи стулом, не… не звучи! Так нам пришлось смириться с самой, пожалуй, большой потерей: ведь весь мир вокруг – это звук, Вселенная пронизана музыкой. Но эту способность можно себе вернуть. Для начала привычными способами – посмотрите фильм «Август Раш» (для детей, старше… 14 лет, пожалуй). Почитайте Виталия Бианки «Кто чем поет». Найдите в Интернете видео ансамбля «Stomp» – это незабываемо! После этого взгляните на мир глазами двухлетнего ребенка. Возьмите в руки самый подходящий инструмент – ложку. Постучите ею по столу. По стулу. По стене. По батарее – привет соседям! Еще по чему угодно. Слышите? Стучит везде по-разному. Проведите по стиральной доске (сохранилась такая? Божественный инструмент!). Знаете, как это упражнение называется? «Изучение тембровой окраски». С этого начинается оркестр! Если ребенок к вам в этом присоединится – а он обязательно присоединится – вы получите в его лице прекрасного учителя.

Поначалу будьте готовы к тому, что его может «разнести» – он слишком долго молчал, и теперь ему нужно стучать громко и долго. Это хороший повод ввести игру «Стучи – молчи»: по какому-то знаку (придумайте его сами) вы замираете. Потом по другому знаку – отмираете и продолжаете бесчинствовать. Пусть «дирижером» в этом случае побудет ребенок. Игра прекрасно помогает регулировать механизмы возбуждения и торможения в нашей психике.

Со временем в вашем «оркестре» появятся другие инструменты. А что как звенит? Связка ключей? Банка, в которую насыпали гвоздей? Скрепки? Кнопки? А сможем ли на слух угадать? Шуршит крупа? А крупу на слух – слабо? А как прекрасно шуршит полиэтиленовый мешок – бальзам на уши, лучшего звука для имитации дождя не придумать! Ладно, выдаю все секреты – самый потрясающий многофункциональный инструмент – коробка из-под торта. Ну а 20-литровая бутыль для воды – непревзойденный барабан. Кстати, вот и еще одна игра: извлеки как можно больше разных звуков из одного предмета.

Когда в вашем домашнем оркестре будет достаточно инструментов, наступит пора играть музыку. Главное – найти ритм. Мерно урчащий холодильник, тикающие часы, ритмичное жужжание стиральной машины – ритм можно найти вокруг себя или задать самим. К этому ритму начинает подстраиваться еще один инструмент, к нему – еще. Можно устраивать «диалоги» инструментов, «споры» – куда безопасней ссориться звуками, чем кулаками. Тем более что через движения – мы помним – выходит напряжение от сдерживаемой агрессии. Однажды, когда вся ваша семья сможет таким образом сыграть небольшую пьеску собственного сочинения, вы почувствуете, что такое настоящее единение…

Самый лучший инструмент

Догадались, что это? Подсказываю: он у вас всегда с собой. Ну? Это ваш голос. Нет-нет-нет, знаем-знаем, никогда в жизни – здоровая психика ребенка и окружающих важнее. Так обычно говорят те, кто думает, что у него нет слуха. Они ошибаются. Ошибаются даже те, кто думает, что у него нет голоса. Почему? ААААА! Вы меня слышите? Слышите. Тогда кто сказал вам, что у вас нет слуха? Тот, кто ошибочно считает, что музыкальный слух – это что-то особенное. И музыкальный голос – тоже. Но все это неправда! Слух у нас с вами есть, и он изначально способен различать высокие и низкие звуки. И голос способен эти звуки производить. И все, что нужно – научить слух и голос договариваться, координироваться. Секрет прост: голосовые связки – это обычные мышцы, которые нужно тренировать, чтобы они работали точно. Понаблюдайте за грудничком – с каким трудом он поначалу берет игрушку, старательно подводит руку, чтобы не промахнуться. Но уже через несколько недель эти движения даются ему легко!

Так же и с пением – это всего лишь вопрос тренировки, и неамбициозные учителя вокала это знают.

Осталось найти таких, а еще хороший способ – пойти петь в хор, где остальные голоса помогут вам лучше слышать себя…

Так что можно расстаться с мыслью, что музыка – это обязательно удел высоких профессионалов. Это скучно. Музыка есть везде, и мы с вами вполне можем потрогать ее руками и подарить нашим детям – чтобы они шли с песней по жизни.

Дарья Григорьян



Роднулечка — июнь-июль 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика