Рисуем вместе

Опубликовано: 04.08.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитаниеВремя для семьиСемейный досуг

Есть дети, которых не оттащишь от карандашей и бумаги, а есть те, кого не усадишь за это увлекательное дело. Целью является не только мотив «занять ребенка на какое-то время, чтобы не отвлекал и не мешал». Посредством рисунка развиваются творческие способности, моторика и воображение.

Вообще существует несколько теорий по поводу развития ребенка через рисование. Например, «интеллектуалистическая» теория полагает, что рисунок является отражением знаний о предмете, а не просто его изображением. Теория «моторная» утверждает выраженное стремление детей к движению, «подражательная» – показывает их намерение повторять действия взрослых. Есть еще и теория «комплексных переживаний», где психологи подразумевают, что ребенок через рисование выражает свои чувства. Однако все описанные стремления порой смешаны и сложно сказать, что ребенок, особенно маленький, имел в виду, когда рисовал.

В любом случае изобразительное искусство полезно и интересно. Но интересно ли такое времяпрепровождение для всех детей? Это вопрос, который важен не столько для ребенка, сколько для родителя. Дети бываю разные. Одни обладают завидным упорством, другие нет. Мы, взрослые, и по себе знаем, что когда что-то получается, хочется продолжать и сделать еще лучше. У детей это гораздо острее. Если дело, как говорится, спорится, то занятие приносит массу удовольствия и удовлетворения. А вот если не получается никак, то реакция разная. Одни дети, буквально говоря, психуют, другие упорствуют, а третьи вообще теряют интерес. Тяжело заставить ребенка рисовать, если он боится в этом деле неудачи и ему не интересно.

Очень многое зависит от нашей оценки. Для любого ребенка его рисунок – труд и произведение искусства. То, как родители или преподаватели оценивают работу, влияет на восприятие ребенка самих себя. Нам кажется, что мы высказываемся лишь о рисунке, а не о том, кто его нарисовал. Дети же принимают все на свой счет. Если получилось плохо, значит, я плохой и я не способный. Старайтесь всегда хвалить сына или дочь за то, что они потрудились и что-то изобразили. Но похвала должна быть объективной и конкретной. Например, вы говорите: «Как здорово у тебя получилась именно машинка» или «Елка выглядит так празднично и ярко. Молодец!». Похвала общего плана, типа «Какая прелесть, всегда так здорово!», ничего определенного не несет и дитя к этим возгласам постепенно привыкнет. В такой оценке нет развивающего фактора, как и в негативной, которая убивает: «Ну и нарисовала. Постараться не могла что ли?». Однажды мой сын принес бабушке рисунок, на котором изобразил танки и спросил ее мнение. Она сказала, что все замечательно. Однако у Егора, была иная реакция на похвалу. Он возразил: «Э-э-э! Так не интересно. Ты скажи, что не так, что исправить, тогда я исправлю и будет круто».

Проблем нет, когда ребенок охотно берется за краски и карандаши. Он рисует с удовольствием и в творческом одиночестве и с друзьями, и с мамой или папой. У некоторых дар открывается с раннего детства и способности к изобразительному искусству налицо. Я ясно помню, как меня пятилетнего с трудом можно было оттащить от бумаги с карандашами, когда звали ужинать. Потом я закончил художественную школу. А вот мой сын почему-то не в меня. Рисовать не любит и редко проявляет к этому занятию интерес. Ну и что здесь особенного? Не хочет и не надо. Но ведь время, проведенное за красками, фломастерами и карандашами, должно и развивать, и радовать.

Поэтому рисовать хорошо бы вместе. Это и объединяющий фактор в отношениях, и время, полное эмоций, и возможность научить свое дитя чему-нибудь. Здесь не важно, рисуете ли вы лучше него или хуже. Однажды Егор рисовал с бабушкой. Вдруг через некоторое время я слышу непрекращающийся хохот. Я даже не понял в начале, где бабуля рисовала, а где Егор. Получилось не понятно что, зато веселья было через край. Суть совместного творчества заключается не в том, чтобы научить ребенка грамотному рисунку. Что может быть лучше общения детей и родителей, увлеченных каким-нибудь делом.

Пробудить желание можно различными способами. Мой никак не хотел рисовать, потому что вообще ничего не получалось. Постоянно просил, чтобы я рисовал ему тачки из мультфильма со всякими рожицами, а он бы раскрашивал. Затем я применил способ, который его заинтересовал. Я предложил рисовать на тему разных профессий и подписывать то, что изобразили совместно. Ведь у каждого ребенка есть интересующая его тема. Это либо «лего», либо автомобили, принцессы, герои мультфильмов, техника, либо зверюшки. Таким образом, сынок стал охотно изображать то, что для него так важно. Поэтому лучше всегда задавать тему для рисования и рисовать вместе, а не говорить, чтобы он(она) посидел один и изобразил чего-нибудь, пока родителям некогда. Я понял, что рисование в одиночестве может работать для детей, у которых есть тяга к изобразительному искусству. Дар, конечно же, необходимо развивать, иначе можно погубить и большой талант. Мой сынок не любитель мазюкать красками на бумаге. Но когда мы садимся за это занятие вместе, совсем другое дело. Он увлечен больше меня. Я учу его, как правильно отображать перспективу, как строить композицию картины (пропорциональное расположение предметов и вещей), как рисовать кувшин, как штриховать и так далее. Иногда мы просто балуемся, изображаем разных человечков, рожицы, животных. Время, согласитесь, и познавательное и замечательное. Главное, ребенок запоминает проведенное общение и получает заряд положительных эмоций.

Александр Семенков



Роднулечка — апрель 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика