Раз, два, три, четыре, пять — я иду мир изучать!

Опубликовано: 18.04.2017 | Автор: | Рубрики: До и после рождения

Еще раз о кризисе 1 года

Еще вчера ваш малыш сладко спал у груди, весело гулил и вызывал всеобщее умиление, а сегодня он вдруг превратился в маленький тайфун: он хочет все делать сам, требует к себе повышенного внимания, при этом не реагирует на слова взрослых, капризничает, обостренно реагирует на замечания. Мамочки в один голос говорят: «Его словно подменили!». Не волнуйтесь! Просто ваш ребенок переживает кризис 1 года.

 

Маленький исследователь

Ребёнок растёт, он начинает активнее познавать мир и вот уже ему не хватает комнаты, квартиры, детской площадки. Он хочет увидеть всё и сразу, всё потрогать, осмотреть. В нём просыпается исследователь, который до года безмятежно спал. А что же дальше? Что будет, когда он отправится на поиски приключений и что могут сделать родители, чтобы малыш не чувствовал чрезмерную опеку? Новое открытие не всегда хорошо заканчиваются для юного исследователя, и родители, несомненно, хотят защитить чадо, так и начинается это «столкновение миров», или битва Титанов. В этом, пожалуй, состоит главная трудность этого периода.

У ребенка до года общение с родителями происходит через эмоции, в этом возрасте у него очень тесная связь с родителями, после года он начинает становиться самостоятельнее, его уже не устраивает, что родители его ограничивают, не пуская «во-о-он на то-о-о!» дерево или не удовлетворяют каждое «хочу!». После года ребенок старается так или иначе манипулировать родителями, криком и плачем он пытается вынудить их сделать так, как хочет он. Ещё в этом возрасте дети остро реагируют на любую критику.

 

Что изменилось?

Если говорить на языке научной терминологии, то меняются 2 ключевых момента в жизни ребенка: ведущая деятельность и социальная ситуация развития. Время от нуля до года – это так называемый период младенчества, когда вся суть существования ребеночка сводится к эмоционально-непосредственному общению со взрослыми. Прикосновение, любовь, забота, и наш малыш счастлив! Для нормального развития ему нужны в первую очередь родители. Социальная ситуация развития этого периода так и называется – «Мы» (ребенок + взрослый). Помните типичную ситуацию в детской поликлинике: на вопрос «Кто последний к доктору?» мамочка с младенцем на руках всегда отвечает «Мы!».

Но ребенок растет, его потребности меняются. Он вступает в период раннего детства, при этом проходит так называемый кризис одного года. Характерные изменения в поведении могут начаться уже в 9 месяцев, а могут сместиться к полутора годам. Родители, еще вчера испытывавшие моменты умиления, начитают занимать оборонительную позицию и только успевают проходить по местам боевой славы подросшего чада. Маленький исследователь принимается изучать мир, хватая при этом все предметы, которые находятся в зоне досягаемости. Изрисованные и ободранные обои, рассыпанные крупы, изъятые из нижних полок комода и разбросанные по всей комнате вещи… Спокойствие, только спокойствие! Просто у вашего ребенка изменилась социальная ситуация развития: теперь для личностного роста ему уже недостаточно общения со взрослыми, он начинает изучать мир посредством предметно-манипулятивной игры (ребенок + взрослый + предмет).

Советы родителям

Во-первых, не ограничивайте интерес ребенка постоянными запретами, разрешайте крохе трогать новые, непонятные для него вещи. Конечно, это не значит, что можно давать ему в руки острые предметы или чайный сервиз вашей любимой бабушки. Просто вы должны поощрять его интерес, потому что это помогает вашему ребенку развиваться. Но при этом не забывайте про безопасность!

Во-вторых, придумайте малышу интересные занятия с подходящими предметами: собирание пирамидок с большими яркими частями, игра на детских музыкальных инструментах (ксилофоне, барабане, бубне, маракасах и т.п.) и другие варианты предметной игры будут как раз в тему. При этом помните, что внимание ребенка в этом возрасте неустойчиво, он быстро меняет объекты своего «исследования».

В-третьих, не потакайте слепо всем капризам малыша. Если до года посредством крика ребенок сообщал вам о жизненно необходимых потребностях и вопросах (голод, боль), то после года он часто использует голос совсем с иной целью. Криками и истериками ребенок пытается манипулировать родителями. Кто из нас хоть раз не был свидетелем ситуации, когда в магазине дети падали на пол, вопили, а все из-за того, что родители не покупали ту или иную игрушку или сладость. Что будет, если родители постоянно потакают капризам ребенка? Тем самым взрослые формируют у своих детей устойчивую модель поведения, когда ребенок посредством эмоциональной манипуляции достигает желаемого. Уже с раннего детства ребенок будет видеть, что такая модель поведения приемлема и будет реализовывать её в дальнейшем. Сегодня это игрушки или сладости, завтра дорогие планшеты и телефоны, послезавтра вещи, машины, недвижимость… Так что думаем на опережение!

Главное помните, этот беспокойный период развития в жизни вашего ребенка пройдет, наступит другой со своими особенностями и задачами. Все идет по плану. А любовь и терпение помогут вам в воспитании и развитии ваших детей на разных этапах. Удачи!

Елена Кудинова



Роднулечка — май 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика