Раннее развитие: польза или вред

Опубликовано: 27.04.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Сейчас всё чаще можно встретить такую картину: ребеночку исполнился годик, максимум 2, и мама уже переживает: он не знает цвета, не показывает геометрические фигуры, не интересуется буквами. «Скорее на развивалки!».

В моей практике часто встречаются дети, у которых в 2 года внезапно нарушается сон, они становятся агрессивными и раздражительными, несговорчивыми. Начинаем с мамой искать причины плохого сна: неврологию во время вылечили, глистов не обнаружили, с пищеварением тоже всё в порядке. Разбираемся дальше: телевизор не смотрят, может быть, мама стала более строгой и требовательной, дети часто отвечают на строгость и установление жёстких правил агрессией? Оказывается, и с мамой хорошие отношения: они так дружно вместе учат цвета, буквы, цифры! Всё! Нашли причину.

Что происходит с психикой ребёнка при таком «раннем развитии»?

Нейрофизиологи давно установили, что мозг ребёнка до 5-летнего возраста способен воспринимать и усваивать только целостные образы: объекты живой и неживой природы, картинки, по внешнему виду максимально приближенные к этим объектам. Дискретную же информацию, то есть отдельные цифры, буквы, нотные знаки подвластны только созревшему мозгу ребёнка старше 5 лет. Многие замечали, что дети 5,5–6 лет сами довольно быстро осваивают азбуку, так как к этому возрасту их мозг уже готов это делать. К регулярным же школьным нагрузкам мозг будет готов только к 7,5–8 годам, и чем тяжелее у конкретного ребёнка протекал период новорождённости в плане неврологической симптоматики (недоношенные дети, дети после стремительных или тяжёлых родов), тем позже головной мозг будет действительно готов усваивать школьную программу. Помните, во сколько лет пошёл в гимназию Владимир Ульянов-Ленин? В возрасте 9-ти лет. И для того времени это не было исключением.

А как же быть с ранним развитием, спросите вы. Да, оно, несомненно, нужно, вопрос в том: что и когда надо развивать, чтобы не навредить любимому чаду.

У ребёнка от рождения и приблизительно до 3-х лет основную стимуляцию кора головного мозга получает через тактильные воздействия, то есть от прикосновений, массажа, поглаживаний, физических упражнений и от возможности самому к чему-то прикасаться. Значит, если хотите ускорить развитие малыша до 1 года, почаще берите его на руки, не бойтесь избаловать укачиванием на руках, ежедневно делайте массаж – пусть лечебного эффекта массаж мамиными руками не даст, зато стимулирующий развитие – обязательно! Не случайно же говорят, что кожа младенца – это кора головного мозга, вынесенная наружу.

По той же причине очень полезно для разностороннего развития ребёнка грудничковое плавание. Во время занятий каждая молекула воды воздействует на каждую клетку кожного покрова, посылая огромное количество импульсов в головной мозг ребёнка, что, конечно, стимулирует развитие центральной нервной системы. С 8-ми месяцев полезно приобрести специальный детский спортивный комплекс, он позволит малышу безопасно учиться ползать, карабкаться, висеть, слезать и т. д. Помните, что развитие крупной моторики в раннем возрасте благотворно влияет на развитие интеллекта.

В возрасте 1,5 лет и старше мозг малыша особенно восприимчив к сенсорной стимуляции и развитию мелкой моторики. С этого возраста максимально подойдут все занятия, где задействованы ладошки и пальчики рук. Среди них отметим следующие.

– Массаж ладоней специальными массажными мячиками.

− Рисование ладошками пальчиковыми или обычными акварельными красками. Методик рисования пальчиками и ладошками в Интернете можно найти в большом количестве.

− Рисование пробками и губками. Пробки и губки (небольшие кусочки) тоже ведь надо удерживать тремя «рабочими» пальцами, это очень хорошо формирует так называемый логопедический захват, который стимулирует развитие речи.

− Рисование пастельными мелками, если поломать на небольшие кусочки, работает также по принципу «логопедического захвата».

− Собирание фасолинок в пластиковую бутылочку из-под воды объемом в 0,5 л: фасоль нужно взять 3 пальчиками и аккуратно засунуть в горлышко бутылки, если постараться подольше – получится самодельная погремушка.

− Лепка из солёного теста. Его замечательная мягкая и в то же время упругая консистенция очень нравится малышам. Тесто можно рвать на мелкие кусочки, «ходить» по этим кусочкам пальчиками, катать шарики и колбаски, потом приплющивать их ладошкой. В общем, наслаждение малыши получают огромное, мама – отдых, а мелкая моторика – развитие!

− Лепка из тёплого воска. Кусок жёлтого ароматного воска можно купить в любом магазине «Пчеловод», его нужно растопить в горячей воде, примерно 70о, и можно работать как с солёным тестом, параллельно наслаждаясь чудесным летним ароматом.

Особенно подвижные и гиперактивные детки любят такую стимуляцию ладошек, она их успокаивает, позволяет расслабиться и отдохнуть.

Для стимуляции слухового восприятия хорошо подойдут игры с колокольчиками, бубенчиками, деревянными ложками, маракасами, ксилофоном. Такие игры развивают чувство ритма, музыкальный слух, словарный запас (если мама под музыку ещё и пестушку споёт).

И это то, в чём действительно нуждаются малыши этого возраста. Поэтому, мамы, творческой вам жизни вместе с вашим малышом!



Роднулечка — июнь 2018

Подробнее
Яндекс.Метрика