Пример для подражания

Опубликовано: 15.08.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Каждый из нас периодически замечает некультурное поведение со стороны окружающих. Мат в общественных местах, курение на остановках, выгул собак на детской площадке, парковка автомобиля в непосредственной близости от подъезда или даже на газоне и т.д. Этот список, который можно продолжать до бесконечности, вызывает волну негодования у людей, привыкших поступать иным способом.

В то же время каждый из нас порой не замечает, что сам ведет себя не совсем воспитанно. Ярким примером может служить поведение некоторых молодых мамочек, гуляющих со своими малышами на детской площадке. Пока карапузы познают мир вокруг себя, их мамы, грызя семечки и бросая окурки под лавочку, рассуждают о неблагоприятной экологической ситуации в городе, в частности, о грязи, заполонившей ту самую детскую площадку. Они ругают дворников за то, что те совсем не убираются. Но совершенно не видят, что сами являются источником появления мусора вокруг.

Смогут ли такие родители привить своим детям любовь и уважение к другим людям и к миру в целом? Я думаю, что не смогут. Ведь как бы нам иногда не хотелось, но дети копируют и наше поведение, и поведение своих ближайших родственников. Они берут с нас пример.

Недавно я посещала курсы повышения квалификации работников образования, и тема одного из занятий надолго завладела моим сознанием. Лектор рассказывала, что в современном мире авторитарная модель воспитания ребенка уже не срабатывает. Современные дети не реагируют на слово «нет», им нужно все доходчиво объяснять, с ними нужно уметь договариваться. И это официальная точка зрения педагогов и психологов. В настоящее время социальная функция семьи оказалась размытой: родители прикрываются занятостью на работе, усталостью от выполнения служебных обязанностей, поэтому на общение с детьми дома у них не остается времени. А если нет диалога между родителями и детьми, то нет и доверительных отношений. Если нет доверительных отношений, ребенок не будет слушать то, что говорят ему родители, поскольку он не доверяет их мнению. В этом случае, даже если родители сами культурны и воспитаны, ребенок не будет брать с них пример.

Вспоминаю себя в детском возрасте. Я доверяла родителям, но никогда не спрашивала у них, почему мне запрещено было делать то или иное. Когда старшие говорили «нельзя», не возникало желания спорить. Сейчас я смотрю на свою 8-летнюю дочь, которая всегда просит объяснить, почему ей что-то нельзя, и понимаю, что современные дети действительно другие, а значит, и к их воспитанию нужно подходить по-другому.

Раньше воспитанием занималась не только семья, но и школа. Современная система образования лишена воспитательных функций. В саду осуществляется только присмотр и уход за детьми, в школе – лишь образовательный процесс. Заниматься воспитанием детей работники дошкольных учреждений и школы больше не должны. Теперь все беседы, не связанные с вопросами, касающимися образования, могут происходить лишь по желанию самих педагогов. Само воспитание отнесено лишь к компетенции родителей. А в семье, как писалось выше, родители заняты работой, им некогда отвечать на детские вопросы и объяснять, как правильно себя вести в разных ситуациях. Что же из этого получается? А получается, что дети просто копируют поведение взрослых, не получая ответа на вопрос, правильное оно или нет.

Приведу три примера, которые поразили меня до глубины души.

Ситуация первая. Бесплатное представление в концертном зале. Посетители рассаживаются по креслам в соответствии с номерами, указанными на билетах. Свободных мест нет. Главное действующее лицо – молодая женщина лет 30-ти с двумя детьми. У нее на руках один билет, согласно которому она может занять в зале лишь одно место. Но ей нужно три: одно для нее и годовалого ребенка, которого она держит на руках, второе для сына лет 8, а третье – для детских принадлежностей. Два человека, места которых она заняла, показывают ей билеты и просят уступить места. А в ответ слышат примерно следующее: «Меня уже пересадили с другого ряда, поэтому отсюда я не уйду. Найдите себе другие места. А я с детьми!». Неужели наличие детей позволяет женщине вести себя подобным образом? Как такая модель поведения матери отразится на ребенке?

Ситуация вторая. Обычная детская поликлиника. Место действия – гардероб. Стою в очереди вместе с 5-летним сыном. Тут чувствую сильный толчок в правый бок, поворачиваюсь и вижу пожилого человека лет 65-ти с внучкой, ровесницей моего сына, протягивающей этот самый номерок гардеробщице. «Если нужно взять вещи из гардероба, просто подходишь и даешь номерок», – говорит он. Жаль, что дедушка забыл сообщить о том, что очередь в гардероб – не для красоты и не для создания массовости в поликлинике. Более того, извинений от него за то, что он меня сильно толкнул, также не последовало. Интересно, как будет поступать эта девочка, когда в следующий раз окажется возле гардероба?

Ситуация третья. Общественный транспорт. Час пик. Входит бабушка с внуком, сажает его на единственное свободное место рядом с молодым человеком лет 20-ти. Тот сидит в наушниках, смотрит в окно. Подходит к нему еще одна пенсионерка, трогает за плечо и указывает на то, что бабушка едет стоя и что ей надо бы уступить место. Ответом ей была тишина! Такой человек сможет заложить правильные ценности своим детям?

Все хотят жить в культурном, цивилизованном обществе. Но не все понимают, что такое общество возможно лишь при должном воспитании. Взрослые должны быть примером для подражания, а не людьми, которых самих еще нужно воспитывать. Я специально оставила без ответа все вопросы, чтобы каждый мог сам сделать соответствующие выводы. Лишь когда мы научимся анализировать ситуацию и объяснять ее детям, мы станем культурным обществом.

Наталья Шаталова



Роднулечка — октябрь 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика