Прекратите это безобразие! Или что может образ дать ребенку

Опубликовано: 10.11.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

…Ребенок четырех лет сидит за столом и всем своим существом пытается показать, что он хочет пить, но не может дотянуться до бокальчика с чаем, который стоит в центре стола. Ситуация всем знакомая, но реакция на происходящее может быть абсолютно разная. Мы можем подать ребенку бокал. Мы можем протянуть руку к своему бокалу, показав ребенку пример. А можем поддержать его словами, направляя его собственную волю к действию, через образ: «Посмотри, бокальчик тоже тянет навстречу к тебе свою ручку…»

Или — вечный камень преткновения — уборка игрушек. Безусловно, ситуации бывают разные, но ведь может случиться так, что в конце уборки, когда все игрушки пришли на свои места, Вы вдруг скажете, что в комнате пахнет чистотой, а ручки у деток пахнут трудом и заботой — и возможно, тот ребенок, который неохотно убирал игрушки вчера, сегодня подойдет к Вам во время уборки и протянет свои ладошки с вопросом, чем пахнут сегодня его ручки?

Кстати, проблема уборки тоже решается через образ, ведь игра и уборка для ребенка — единый процесс. Если мы, взрослые, это понимаем, то мы просто помогаем завершить ребенку сюжет через предложенный нами образ. Правда, для этого нужно наблюдать за тем, во что играет ребенок: тогда мы сможем подсказать, что матросам и принцам пора возвращаться в бухты и замки, а актерам — закрывать театры для смены декораций и отдыха после премьеры. Мы должны мягко влиться в поток игры и не выходя из заданного детьми русла-сюжета, направить их к видимому нам берегу — чистоты и порядка.

Конечно, гораздо проще отдавать приказ за приказом: «Убирайся! Складывай!» Но… ребенок просто не в силах его выполнить и последствия этого скажутся через годы! Почему? Мы часто разговариваем с родителями наших ребятишек — и видим одну четкую тенденцию: стремление к «интеллектуализации» и раннему развитию. И мало кто знает, какое значение для развития ребенка имеет ОБРАЗ, какое огромное влияние он оказывает на формирование мышления и почему именно на языке образов нужно разговаривать с детьми, а не засыпать их собственными познаниями и «мертвыми» энциклопедическими понятиями. Чтобы понять эту важность, надо знать, что за существо — ребенок в первые семь лет своей жизни.

По образу и подобию…

Прежде всего, это существо подражающее. Он подражает всему, что воспринимает всеми своими органами чувств. Ребенок в этом возрасте, по сути, и есть один большой орган чувств, он открыт потоку впечатлений, он полностью отдается ему, открыто и… беззащитно: независимо от того, полезны для ребенка впечатления или вредны, он не может отгородиться от них. И это уже наша задача — оберегать ребенка от ненужных впечатлений.

Если бы у ребенка не было бы способности к творческому подражанию, в мире не могло бы родиться ничего нового. Мы просто механически передавали бы из поколения в поколение то, чему научили нас «наставники», и в конце концов миру бы пришел конец, так как примитивным является то, что не имеет развития. Хотя в современном мире интеллект возносят над подражанием, считая это примитивным…

Если мы хотим сформировать у ребенка живые творческие мыслительные способности, нам нужно на каждом этапе кормить его пищей, соответствующей этому этапу. Младенцу мы даем грудное молоко, а бекон оставляем для подростков. Лучшая пища для ребенка первого семилетия — это образ. Когда мы последовательно ведем ребенка по всем этапам его развития, у него формируется совершенно иное качество интеллектуальной жизни по сравнению с тем, что дает раннее интеллектуальное развитие. Понятия должны органически вырасти в человеке, как и все остальное. Тогда они получают глубину, силу убеждения и оригинальность — ребенок вырастает соОБРАЗительным. Понятия, усвоенные лишь памятью, приходится часто, как тяжкий груз, волочить через всю жизнь — ребенок вырастает всего лишь интеллектуально развитым.

Но образ — это пища не только для развития гибкого мышления. Это еще и незаменимая пища для развития духовно-душевного мира. Образ — это что-то теплое и живое. Он вне времени. Он оставляет место для дальнейшего развития и в этом смысле он связан с судьбой.

…Ребенок сидит и не знает, что слепить. Золотой комочек воска начинает остывать в руках хрупкой девочки, не знающей, что сделать, и от этого она становится еще более неуверенной.

— Я не знаю, что слепить…Я не знаю, что слепить…

Но мы, чуткие взрослые, должны правильным образом прийти ей на помощь. Например, у Вас в руках начинает рождаться восковая птичка, которая по весне ищет себе домик-гнездышко. Птичка прилетает на дощечку-полянку к ребенку.

— Я маленькая птичка, я летела через моря и леса и очень устала. Мне нужен домик, где бы я могла отдохнуть и почистить свои перышки после долгой дороги, чтобы вновь начать петь песни о весне!

Эта маленькая история может побудить ребенка к действию, и ребенок начнет лепить домик для уставшей птички. Да, этот шаг пришел извне, но мы оставляем ребенку свободу, и гнездо получится таким, каким переживает его ребенок. Может случиться так, что в следующий раз он слепит и птичку, и гнездо сам, и это будет его большой победой. И, вероятно, что в дальнейшем он станет лепить самостоятельно (а потом и самостоятельно жить!) — нужно только терпение взрослых и поддержка.

Но чаще всего образы приходят к нам из сказок: сказки сами говорят образным языком, они как бы живописуют словами. Сказка окружает ребенка одним из самых надежных защитных валов от искажающих мир комиксов, от иссушающих душу энциклопедий, от парализующих фантазию влияний телевидения, кино и пластинок, во время просмотра или прослушивания которых ребенок погружается, внутренне и внешне, в неестественную пассивность.

…И в заключении хотелось бы сказать, что в современном мире все меньше и меньше остается пространства для детей и детства. Окружающая жизнь со всех сторон пытается завладеть светом, который приносят с собой эти создания. Мода пытается сделать из них маленьких моделей, наука — вундеркиндов, спорт — чемпионов, социум — лидеров… За всей этой внешней шелухой, теряется суть детского существа и задачи стоящие перед ним в первые и последующие годы. Это вызов детству! И мы должны осознано встать на защиту!

Детство…У нас есть сильные и яркие переживания из того волшебного мира. Мы несем их собой по жизни и с особым трепетом возвращаемся к ним. Они встают перед нами картинками, в нас звучат голоса и звуки, мы чувствуем вкус и запах, переживаем прикосновения…а многие из этих переживаний мы взяли за истину и соткали из них наши жизненные принципы. Детство — фундамент для развития душевно — духовного. Оберегая силы детства, мы тем самым сохраняем их для дальнейшей жизни.

Натапова Ксения, воспитатель Вальдорфского детского сада



Роднулечка — апрель 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика