Первые игрушки: что выберем малышам до года?

Опубликовано: 10.11.2016 | Автор: | Рубрики: До и после рожденияРазвитие и воспитание

Когда мы выбираем игрушки для детей, нужно прежде всего задуматься о том, над чем сейчас трудится маленький человечек, что ему именно сейчас важно развивать. Что нужно малышу до года? Самое главное – ему нужна мама. Заботливая, спокойная и любящая. Собственно, на этом можно поставить точку, ведь когда мама рядом, игрушки не нужны. Но… мама не может всегда быть рядом: ей нужно позаботиться о себе и о других членах семьи. А малыш не может все время спать, значит, его нужно чем-то занимать, чтобы он не плакал. А дальше происходит удивительная вещь: ребенок не плачет, когда ему предлагают то, что способствует его развитию. Над ним повесили модуль – и он следит за ним глазами, развивая зрительную координацию. Прекрасно, если над ним будет висеть что-то, напоминающее человеческое лицо – ребенок сможет общаться с этим изображением, гулить с ним.

Еще обязательно появится первая погремушка. Функция у этой вещицы очень древняя и вовсе не игрушечная. Погремушка – это оберег, ею наши предки отгоняли злых духов от колыбели младенца, недаром погремушки очень часто делают в виде зверей – тотемных защитников рода.

В целом не столько важно, что именно будет первой игрушкой вашего малыша, сколько важны характеристики этого предмета: материал, из которого он сделан, его цвет, запах и даже вкус. Ведь ребенок первого года жизни – это один целый орган чувств, который впитывает окружающий его мир каждой клеточкой, стараясь побыстрее в нем освоиться. Грамотно подобранные игрушки могут очень помочь ему в этом.

Если вы хотите вырастить музыканта, чуткого к тембровой окраске звуков, не пускайте на порог гостей с кнопочными электронными звучалками. Их резкие, синтетические звуки не только убьют сразу музыкальный слух, такие звуки в принципе очень вредны для здоровья, ведь весь наш организм – это инструмент, который начинает резонировать в ответ на окружающие звуки, буквально подстраивается под их волну. И одно дело – тихий звук дудочки, а другое – неживой звук дешевой звучалки. Вы хотите, чтобы печень ребенка вибрировала в этом стиле? Кроме того, любая кнопочная игрушка делает из ребенка свое приложение: она диктует ему, как ею играть (нажимать кнопочки), не оставляя простора для фантазии и исследования. Поэтому мы отдадим предпочтение тихим естественным звукам: крупам, заключенным в коробочки, незамысловатым народным дуделкам, шуршалкам и стучалкам, выдолбленным из дерева.

Точно так же, если вы хотите вырастить художника, чуткого к тонким переходам цветов, не окружайте его яркими игрушками. Яркие предметы не только губят художественный вкус, они очень сильно возбуждают малыша. И, возможно, вечерняя истерика перед сном (и сам неспокойный сон) связан именно с этим перевозбуждением – с игрушкой, которая целиком завлекла ребенка. Другое дело, если ваша детская окрашена излишне жизнерадостными цветами, то ребенок может не обращать внимания на неяркую игрушку – она теряется среди насыщенных цветов, впрочем, как и сам ребенок. А вот среди мягкой пастели золотистый цвет дерева будет очень даже привлекать.

Теперь, когда мы разобрались немного с цветом и звуками, посмотрим подробнее, какие задачи стоят перед малышом первого года жизни.

Очень важная задача не только первого года, но и многих-многих последующих лет – освоение собственного тела. Любой самый виртуозный танцор или самый знаменитый спортсмен начинал свою карьеру с того, что когда-то в младенчестве нащупал у себя… ногу. Или попал пальчиком в нос. Или уцепился за ухо. Это очень сложная работа мозга, да-да, самый настоящий интеллектуальный труд: осознать, почувствовать часть тела, осознать свою руку и направить их навстречу друг к другу. И вот в этой работе игрушки категорически мешают. Они отвлекают! Я это увидела очень наглядно, когда мы с моими детьми уехали жить в палатках на летние месяцы – младшему было тогда 2,5 месяца. Игрушек мы ему не взяли вообще – не до того было. Недели через две он стал с удивлением осматривать… свои носочки, а потом попытался нащупать их ручкой! Старшие дети начинали интересоваться своими ножками не раньше полугода.

Единственная игрушка, которая тут может помочь – мягкая погремушка с бубенчиком, которая надевается на ножку и привлекает внимание звуком, когда ножка вдруг дрыгается.

Ползание

А вот в этом процессе игрушки очень даже могут помочь. Особенно те, которые вдруг вырываются из неловких пальчиков и откатываются на недалекое расстояние. Хочешь – не хочешь, а начнешь к ней тянуться и поползешь. Но это случится, если игрушек не слишком много, иначе внимание перехватит та, что поближе. Кстати, если у вас не найдется под рукой игрушек, вы обязательно приспособьте для этих целей предметы домашнего обихода: ложки, крышки (кухонная утварь – самый благодарный для этого материал). Не переживайте по этому поводу: ваш ребенок вовсе не пострадает от того, что его детство не будут окружать дорогие эксклюзивные вещи. Зато он гораздо быстрее научится держать ложку и привинчивать крышечку на бутылку – настоящие взрослые навыки, которым все нормальные дети уделяют куда больше внимания, чем игре с игрушками. Знаете, почему? Потому что мама никогда не гремит погремушкой сама для себя. А вот крышечку – завинчивает. А если это делает мама, то и мне нужно для выживания. Эту программу мы никогда не обманем никакими громкими звуками и яркими цветами.

Ручки-хватунюшки

Месяцев с трех, когда уже ослаб гипертонус в кулачках и они стали хорошо разжиматься, малыш начинает осваиваться с ручками. В самый раз ему туда что-то положить. Чаще всего под руку попадаются те же погремушки. Чтобы вещица начала пользоваться успехом, надо, чтобы она была соразмерна маленькой ладошке. Кстати, совсем не обязательно, чтобы это была классическая погремушка с ручкой – малыш с такой же радостью и удивлением будет хватать шарики на ниточке из любого материала: дерева, валеные из шерсти или бусины, обвязанные крючком. Чуть попозже нам пригодятся небольшие кубики, которые заставят ребенка противопоставить большой палец остальным – и сформировать очень важный щипковый захват, который отличает наш вид от наших ближайших родственников-приматов.

А чего погрызть?

Мы всегда считаем, что детки начинают мусолить игрушки, когда пришла пора прорезываться зубкам. Это справедливо лишь отчасти. Рот – это не просто «место, в которое я ем». В юном возрасте, о котором идет речь, это еще и орган осязания, и орган вкуса – одним словом, полноценный орган познания мира. И есть смысл дать малышу в этом возрасте напробоваться всего, чтобы потом, во взрослом состоянии не повадно было тащить в рот всевозможную дрянь вроде сигарет. Поддерживаем дома разумную (не стерильную) чистоту – и доверяем иммунитету, который не подводил человечество на протяжении многих тысячелетий.

И тут мы заметим одну особенность: мы стараемся окружить ребенка пластмассовыми игрушками, которые легко моются, а в рот он тянет… тряпочки, картонки и прочие, совершенно негигиеничные вещи. Ну, так и давайте свернем ему из старой папиной рубашки куклу-мусляшку, которую изредка будем стирать. Или вспомним, с каким удовольствием мы в сознательном уже детстве сосали палочки от мороженого. Сейчас есть в продаже грызунки из твердых пород дерева, а есть из совершенно волшебного материала – из бересты. И то, и другое обладает бактерицидными свойствами, а грызть их куда приятней, чем пластмассу.

К концу первого года малыш будет учиться ходить, и этот процесс захватит его полностью. Тут гораздо важнее будут не игрушки (они опять-таки будут отвлекать), а расставленные по дому табуретки или разложенные подушки.

И мы с вами тоже шаг за шагом будем идти рядом с ним – если внимательно наблюдать за малышом и доверять его природе, вы обязательно поймете, какая вещь ему сейчас нужна. Единственное, что мы можем пожелать – постарайтесь, чтобы вещи не заслонили вас друг от друга. Это всегда происходит незаметно, а вот найти дорожку назад будет гораздо труднее.

Дарья Марченко



Роднулечка — июнь-июль 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика