Пасха – больше, чем добрая сказка

Опубликовано: 06.05.2016 | Автор: | Рубрики: Время для семьи

Наша жизнь состоит из будней и праздников. Причем праздники могут быть очень разными: Новый год, день рождения, первый день весны, получение диплома или зарплаты… Каждый праздник вызывает у нас определенные ощущения. Интересно, а какие чувства вызывает у нас праздник Пасхи? В этот момент внутри поднимается какое-то доброе, светлое и безмятежное чувство. И это отчасти похоже на красивую, добрую сказку, где с самого начала знаешь, что добро победит зло.

В доброй сказке все легко и однозначно. Жаль, что в реальной жизни все не так: на массу сложных вопросов нет простых ответов, среди множества оттенков не так легко отделить черное от белого. Очень часто наша жизнь становится местом столкновения разных интересов, целей и ценностей, и много линий конфликта проходит прямо через нас, отчего довольно часто нам бывает очень сложно. И все-таки следует ли относить Пасху к разряду «доброй сказки», где все легко и предсказуемо, или же к реальной жизни со всеми ее конфликтами. Чтобы в этом разобраться, надо знать исторический фон пасхальных событий. Палестина 2 тысячи лет назад была не самим тихим местом на земле, но местом всевозможных конфликтов.

Военно-политический конфликт: воспользовавшись внутренней борьбой иудейских правителей за престол, римский полководец Помпей в 63 г. до Р.Х. занял Иерусалим. Неудержимое желание освободиться от римского гнета приводило к постоянным иудейским восстаниям; на римских солдат и тех, кто их поддерживал, нападали повстанцы, которых называли зилотами. Ответ римлян был очень жестким – сотни и тысячи распятых на крестах иудеев. Разногласия между иудеями и римлянами привели, в конце концов, к восстанию в 66 году нашей эры (после Рождества Христова), которое обернулось для иудейского народа национальной катастрофой: Иерусалим и храм были полностью разрушены, сотни тысяч иудеев были убиты и взяты в рабство.

Конфликт культур: эллинистической (греческой) и иудейской. Греческая культура с ее языком, философией, театром считалась доминирующей и передовой во всем Средиземноморье. Иудейские правители, занимавшие верховные должности в среде священства, переняли греческий образ жизни. В целом они пользовались поддержкой саддукеев – аристократической группы, которая стремилась сохранить политическую стабильность. Им противостояли фарисеи, которые сопротивлялись греческой культуре с ее Олимпом языческих богов. Главный девиз фарисеев гласил: назад к Священному Писанию.

Конфликт народов. Иудеи презирали самарян, греков и римлян, считая их язычниками и идолопоклонниками, а себя – избранным Богом народом. Римляне презирали всех, кого они захватили. Греки гордились своей культурой, возвышая себя над всеми остальными. Это порождало в обществе массу барьеров во взаимоотношениях, например, иудеи, чтобы не оскверниться, никогда бы не зашли в дом нееврея.

Конфликт социальный. В обществе были очень разные слои, между которыми была огромная дистанция. Рабы, слуги, нищие, те, кто работал своими руками, солдаты, князья, священники и учителя. Лишь немногие имели римское гражданство и обладали преимущественными правами. Основная масса людей жила бедно, будучи беззащитной из-за угрозы неурожая, засухи, разных неизлечимых болезней, таких как проказа, всеми ненавистных мытарей, которые могли забрать последнее как подать кесарю.

Во всех этих конфликтах жили люди, они были в отчаянии, и потому ждали обещанного Мессию, того, кто освободит их от всех бед и конфликтов и принесет полное благополучие. О Нем писал Моисей, Исайя и другие древние пророки. Иудейский народ был наполнен ожиданием Мессии. Когда пришел Иоанн Креститель, у него спрашивали: «Не ты ли Мессия?».

И ответ пришел от Бога, хотя пришел не так, как его ждали, ведь Иисус не освободил людей от всех видимых конфликтов, римского гнета, не поменял Он и политическую и социальную системы Израиля. И не все увидели этот ответ, впрочем, как и сегодня. Почему? Потому что есть главный конфликт, скрытый внутри каждого человека, который является причиной всех остальных конфликтов. Человек грешен и отстранен от Бога. Поэтому есть войны, есть расизм, есть бедные, есть очень многоликое зло и всевозможные конфликты. Но прежде чем бороться со всеми видимыми проявлениями зла и несправедливости, должен решиться корневой конфликт: между человеком и Богом. 2 тысячи лет назад это решение пришло. Это Иисус Христос, Он является нашей Пасхой, Он умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Свершилось главное, все остальное – следствие и вопрос времени.

Пасха и сегодня остается актуальным и действенным ответом от Бога в мире, где есть зло, войны, несправедливость, много сложных вопросов. Божий ответ работает сначала на уровне каждого, изнутри наружу, и работает он только при одном условии: когда мы начинаем верить. Вера в то, что Христос воскрес и победил грех и смерть, изменит все: нас, наши отношения, наше общество.

Сергей Лучко



Роднулечка — июнь-июль 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика