Несерьезные родители, или Ода пролитой чашке

Опубликовано: 22.04.2016 | Автор: | Рубрики: семейная психология

Да как же такое может быть? За кого тогда наши дети будут нас принимать? Что будет с нашим родительским авторитетом?!
Так думаем мы, набирая в грудь воздуха, чтобы очередной раз отчитать чадо за очередную пролитую чашку (неубранные книжки, пятно на школьной блузке – «Ты же девочка!!!»…). Как-то незаметно для себя мы стали очень строгими и серьезными. Еще бы! Столько книжек прочитано о воспитании детей, столько передач просмотрено, столько семинаров и тренингов пройдено! И мы в каждый момент жизни точно знаем, КАК НАДО отреагировать на шалость или каприз ребенка. И мы каждый раз чуть-чуть напрягаемся, чтобы выбрать нужный инструмент из арсенала наших родительских приемов и применить его. А не то… Да, вот именно этот страх и делает нас занудами, читающими нотации. Ой, то есть ответственными родителями. Мы точно знаем, что если сейчас не отчитать ребенка за провинность, спустить с рук, то потом из него вырастет… Даже страшно подумать, кто из него вырастет! Кто-нибудь ужасный, который чашку воды не будет нам в старости… прольет на постель (о, эта чашка воды – дутый символ успешности воспитания).

А если все-таки попробовать по-другому? Мы же все когда-то были детьми. А когда мы были детьми, мы очень хотели быть хорошими. Ну-ка припомним свои чувства, когда мы проливали – очередную – чашку? Огорчение. А потом – страх, что сейчас отругают. А за страхом – какой-то странный ступор: вроде надо бежать и скорей вытирать, а руки-ноги не шевелятся. Ну, и вот она порция нотаций, смирение со своей судьбой и мыслью о том, что «руки у меня не оттуда растут».

Вспомнили? И главное, что нам нужно сейчас извлечь из этого: ребенок хочет быть хорошим, он знает, что сделал плохо, и он ОГОРЧЕН. Это огорчение ценнее самой большой порции нотаций – это движущая сила самовоспитания. Но оно быстро стирается, уступая место страху. Чтобы его не потерять, нужно огорченного… поддержать.

Каждый раз, когда мы видим, ну, пусть ту же пролитую чашку, раз уж она сегодня пришлась к столу, мы сначала всегда делаем так: «Ах!». Или что-то вроде вдоха. И это та важная – педагогическая! – пауза, за которую надо успеть: а) отказаться от мысли читать нотации; б) придумать новый способ реакции. «А!!! Наводнение! Срочно спасаем! Даешь швабры! Губки! Все наверх!». Пусть в этой кутерьме не все будет аккуратно – гораздо важнее общий тон, с которыми мы справляемся с неприятностями. А справляемся мы дружно и весело. Почему бы не научить малыша именно так относиться к ударам судьбы? Когда же все уляжется, можно выдохнуть – и отдать дань тому самому драгоценному огорчению: «Жаль, что сок пролился. Ты, наверное, огорчился». А потом открыть дверцу в светлое будущее: «Ничего, ты будешь расти, и твои ручки будут становится ловкими и крепкими».

«Пятно на блузке – это не пятно на совести», – говорила моя бабушка. И я ей за это до сих пор благодарна. Хотя отстирывать приходилось мне самой.

Для тех, кто хочет подойти серьезно к этому вопросу: давайте поразмышляем. А почему ребенок пролил чашку? Ведь в его возрасте он вполне мог этого не делать. Что случилось? А случилось напряжение – в школе, в садике или дома, или во дворе… Попробуйте напряженной рукой есть суп: гораздо сложнее, капать будет сильнее. А чашка тут вообще обречена. И что нам делать, чтобы спасти все последующие чашки? Рассмеяться. Смех – это самый эффективный способ расслабления. Поэтому про смех даже серьезные научные труды есть. Кстати, исследования подтверждают, что в домах, где дружный смех взрослых и детей слышится не меньше 5 раз в день, количество пролитых чашек намного меньше…

Но как же вернуть себя из состояния Умного Взрослого в… нормальное состояние? Конечно, с помощью медитации! Садимся на по…, простите на седалищные бугры, макушечкой тянемся к небу, пальцы, сложенные колечком, – на коленях, брови свели к переносице – чтобы выглядеть еще умней. И вспоминаем все ситуации, по которым мы обычно читаем детям нотации. Кстати, интересно: нотации читаем, а ситуации все повторяются и повторяются. Может быть, этот метод не совсем… ой, нет, это лишняя мысль, проводим ее из головы. Незакрученный тюбик от пасты. Грязные ботинки. Игрушки разбросаны. В тетрадке неаккуратно. Одежда не на месте… А теперь на каждый случай придумываем десять способов отреагировать по-другому. С юмором. Для тех, кто решил подойти совсем серьезно, можно придумать 20 способов. И письменно.

Правда, одна моя знакомая сделала по-другому. Каждый раз, когда она собиралась поругаться на детей, она… вставала на четвереньки. «Просто в один день мне показалось, что я уже совсем как собака – лаю и лаю. Вот я и решила – сразу попробовать, каково мне будет, если совсем в собаку превращусь». Знаете, какой вывод она сделала? В этой несерьезной позе гораздо лучше начинаешь понимать ребенка, в ней легче избавиться от стереотипных реакций, и фантазия бурлить начинает – другие варианты реакций сами собой рождаются. Кстати, если у вас родится свой вариант, не забудьте поделиться с остальной родительской общественностью.

Конечно, бывает и так, что совсем не хочется прощаться со своей серьезностью. Но вы знаете, что бывает с родителями, которые читают нотации детям за пролитые чашки? Они сами начинают чай проливать! Да-да, это подстраивают специальные детские феи. И тут уж остается единственный способ спасти свою серьезную физиономию: прочитать нотацию самому себе. Вдруг да поможет…

Дарья Григорьян



Роднулечка — апрель 2018

Подробнее
Яндекс.Метрика