Не хочу в школу! Как пережить переход из начальной школы в среднюю

Опубликовано: 10.11.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

«Не хочу в школу, не пойду, не хочу, я ее ненавижу!» – вот уже весь сентябрь так начинается каждое утро в семье пятиклассницы Верочки. Родители схватились за голову. Что случилось с их такой примерной и послушной девочкой? Еще 1 сентября Вера с гордостью несла красивый букет, по дороге рассказывая всем, что она теперь никакая не малышка, а самая что ни на есть настоящая ученица пятого класса средней школы. А к концу сентября девочку как будто подменили: истерики, крики, за уроки усаживается с трудом, задания в дневник не записывает, все учебные принадлежности находятся в небрежном состоянии. Еще недавно Веру нельзя было оторвать от книги, а сегодня, чтобы заставить ее почитать, родителям приходится действовать различными способами, порой даже «антивоспитательными».

И если бы такая ситуация была единична! Счастливые пятиклассники идут в школу, а родители еще даже не догадываются, с какими трудностями им в скором времени предстоит столкнуться. «Что случилось с детьми? Мы их совсем не узнаем!» – недоумевают и родители, и учителя. И действительно, еще недавно такие умные, послушные, дружные дети вдруг изменились до неузнаваемости: снизилась успеваемость, пропал интерес к учебе, дети стали неуправляемые, вспыльчивые, тревожные, когда-то дружный класс стал воевать между собой, конфликтовать с учителями, скрытничать.

Что? Что случилось с нашими детьми? Как нам справиться с такой ситуацией и как им помочь стать опять послушными и прилежными? Давайте разберемся, что же все-таки происходит.

Вспомним начальную школу

– У деток была одна учительница, которая не только учила их, но и заботилась, опекала, следила за внешним видом – она стала им второй мамой, рядом с которой малыши себя чувствуют под защитой.

– Ученики всегда находились в одном уютном кабинете, в котором все знакомо, привычно, уютно. Учебный класс для них – совсем как дом, учитывая, что в начальной школе многие учителя разрешают организовать уголок с игрушками, где дети могут отдохнуть от занятий.

– Начальная школа отделена от средней и старшей, где на переменах дети сталкиваются только со своими ровесниками, играя все вместе в веселые подвижные игры.

– Осваивают в начальной школе всего лишь несколько предметов, таких интересных, таких привычных. Требования к учебе своей «классной мамы» дети уже хорошо знают.

– Общение между учителем и родителями очень тесное.

Что меняется в средней школе

– Меняется классный руководитель. Еще вчера дети знали только свою Нину Николаевну, с радостью идя в школу, обнимая с утра любимую учительницу, преподнося ей подарки, сделанные своими руками или делясь с ней припасенной конфетой. А сейчас им предлагают совсем неизвестную Ирину Викторовну, которая и выглядит не так, и голос у нее строже, и одевается она по-другому и совсем она какая-то чужая тетя. А кроме этой чужой тети появляются еще и другие неизвестные люди, другие учителя, имена которых первое время даже запомнить трудно.

– Пятиклассникам приходится выйти что называется «в свет» и познакомиться со всей остальной школой. И вот бродят они дружно по закоулкам и коридорам учебного заведения в поисках нужного кабинета, растерянные и напуганные. Отсутствие постоянного кабинета, необходимость складывать вещи и переходить из класса в класс очень тревожит детей, вызывая чувство дискомфорта.

– Если раньше их окружали сверстники, то, перейдя в среднюю школу, ребята сталкиваются со старшеклассниками, снова ощущая себя маленькими. А если вдруг этот старшеклассник обидит?

– Предметов становится больше, учебников, тетрадей, учебных пособий больше. Как во всем этом разобраться? Как все это освоить? Как запомнить требования каждого учителя? Как научиться не только рассказывать домашнее задание, но еще уметь делать выводы из прочитанного, анализировать, не бояться высказывать свое мнение? Тревожность пятиклассников нарастает с каждым «как».

– Многие родители, считая, что ребенок вырос и уже самостоятельно может справляться со всеми трудностями, перестают пристально интересоваться школьной жизнью своих чад. Общение между классным руководителем и учителем происходит только на очень редких собраниях. Ослабевает контроль, а вместе с этим теряются доверительные отношения между детьми и родителями.

Все эти факторы очень негативно сказываются на процессе адаптации школьника, и если ему не помочь, то ситуация может выйти за рамки и привести к очень негативным последствиям. Разве мы хотим, чтобы день начинался с детского плача, просьб не ходить сегодня в школу, привыкнем ли к вечерним крикам в попытках усадить свое чадо за выполнение домашнего задания? Естественно, мы желаем, чтобы все протекало тихо и безоблачно: ребенок проявляет интерес к учебе, учится самостоятельно, не принося забот и лишних хлопот, в семье царит идиллия и умиротворение. Для того чтобы все было так, необходимо понимать, что переход из начальной школы в среднюю – процесс еще более тяжелый, чем поступление в первый класс. Наша задача – совместными усилиями школы и родителей помочь пятикласснику прожить все этапы адаптации к новой ситуации.

Что делать?

– В первую очередь, родители должны подготовить ребенка к новому учебному году. Честно рассказать о новых условиях, новых учителях, предметах, учебниках, кабинетах, старшеклассниках и т.д., не пугая и не приукрашивая действительность. Вместе приобрести или получить учебные пособия, разглядеть их повнимательнее, рассказать о том, что дети будут изучать на том или ином предмете, то есть предварительно познакомить ребенка с новыми уроками. Если для нас слова «география» и «геометрия» привычны и знакомы, то для детей они еще из области «чудо-чудное».

– Обязательно наладить тесное отношение с классным руководителем. Обсудить Ваше с ним общение, обменяться телефонами, звонить и интересоваться жизнью ребенка вне стен дома, на деле показать педагогу, что Вы заинтересованы процессом обучения.

– Самому познакомиться со всеми преподавателями и помочь ученику записать и запомнить все новые имена учителей. Предложите ему описать каждого, отметить их особенности, черты.

– Попросить, если Вам это не сделали, организовать экскурсию по школе. Дети с родителями, в самом начале или же перед началом учебного года, смогут обойти все кабинеты, в которых предстоит им учиться.

– Если возникают конфликты, попросите ребенка не скрывать их, а обращаться за помощью к классному руководителю и Вам. Совместными усилиями можно разобраться и прекратить и даже предотвратить разгорающиеся «войны».

– Ни в коем случае не ослабляйте контроль! Приучать ребенка к самостоятельности нужно постепенно. Пусть на первых порах он сам только собирает учебники или же звонит одноклассникам, узнает домашнее задание, если забыл записать.

– Искренне интересуйтесь жизнью своего ребенка. Процесс перехода в 5 класс осложняется еще и многими психологическими и физиологическими факторами.

Дети активно начинают расти, происходят физиологические изменения, что может проявиться рассеянностью, постоянным желанием спать, плаксивостью, излишней тревожностью, ослаблением внимания.

Единожды сформировавшаяся неуверенность в своих силах активно проявляется именно в это время. И не удивляйтесь, что они отказываются даже попробовать что-то новое, наперед считая, что ничего не выйдет. Чтобы помочь с неуверенностью, необходимо «докопаться» до пласта, в котором она зародилась. Может, Вы когда-то нечаянным словом ее разбудили? В этом случае необходимо обратиться за помощью к психологу, вместе разобраться и помочь ребенку почувствовать себя успешным.

Интерес к учебе тоже можно привить. Не просто заставляйте ребенка делать домашние задания, а объясняйте, как тот или иной предмет пригодится в жизни. Например, без знания таблицы умножения трудно сосчитать, сколько денег понадобится для того, чтобы купить новые игры; или выберете страну для путешествия и вместе изучите ее историю, географию, природу, людей, обычаи. Вдохновляйте ребенка к учебе и вдохновляйтесь сами.

Очень часто мы возлагаем на своих детей большие надежды, решая за него, чем ему заниматься в будущем. Именно в пятом классе появляются новые предметы, в которых ребенок может себя проявить. Поддержите этот интерес, помогите развить ему способности!

Процесс адаптации ученика к новым условиям школы нелегок. Только Ваши терпение, внимание, любовь, понимание, искренняя забота и желание смогут облегчить переход из начальной школы в среднюю и помочь ребенку открыть новые горизонты знаний, новые океаны своих возможностей!

Анна Лавелина



Роднулечка — ноябрь 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика