Не грызи ручку!

Опубликовано: 29.09.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

О распространенности этой детской проблемы не нужно много говорить. Она повсеместна, хотя проявляется не у всех детей. Почему же ручки или карандаши грызут только «избранные». Шутка, конечно. Грызть ручку – это не особый дар, а, скорее, наоборот.

Да, грызть ручку – дурная привычка. У родителей терпения на бесконечные замечания по этому поводу не хватает. Эта проблема, к примеру, меня касается непосредственно. Когда Егор (9 лет), делая уроки, сгрыз все карандаши, я просто взорвался. До этого я видел, что он сосет ручку. Я частенько делал ему замечания: «Вынь. Ты что маленький что ли?». Но когда возникла необходимость начертить геометрические фигуры по математике, то, к моему удивлению и негодованию, не нашлось ни одного нормального карандаша. Егор подал мне карандаш с мокрым расщепленным кончиком. «Кошмар!» – воскликнул я. «У меня не сынок, а бурундук какой-то». Думаю, что подобная картина знакома многим. Прежде, чем найти способ избавиться, хорошо бы понять причину.

Во-первых, неплохо бы выяснить, не кинестетик ли ваш ребенок? Кинестетики – люди, воспринимающие окружающую реальность через прикосновения и физические ощущения. В раннем детстве практически все – кинестетики. В быту кинестетиков можно распознать по ряду признаков. Он частенько отвлекается на внутренние переживания, уставившись в одну точку и выключается из реальности. Его лучше не окрикивать, а вывести из этого состояния прикосновением. Кинестетики очень хорошо управляют своим телом, чувствуют его. Из них обычно получаются хорошие гимнасты, танцоры или дегустаторы. В их обстановке может царить бардак, но у них все под рукой. Они порой кажутся замкнутыми. Из состояния огорчения их эффективнее выводят объятия, нежели слова. Кинестетики-то как раз и грызут ручки, а также постоянно что-то теребят пальцами. Это практически не исправимо. Итак, если это никаким образом к вашему ребенку не относится, то имеются и другие предпосылки проблемы «грызунов».

Первой причиной обычно является нервное напряжение и стрессы. Перенапряжение в учебном процессе может отражаться и на психологическом состоянии детей. Возможно, у ребенка конфликт с учителями или сверстниками, а порой и с родителями. Все это может побудить его нервничать и грызть ручку или карандаш. Дитя нервничает и начинает грызть или сосать то, чем приходится писать.

Вторая причина может быть элементарной. Ребенок грызет ручку, чтобы сосредоточиться. Так иногда делают и взрослые. Работая в офисе, они могут слегка покусывать авторучку или постукивать ею по зубам. Дети, пытаясь сконцентрироваться, при выполнении домашнего задания грызут, сосут, кусают и ручки, и карандаши. Уберете ручку, начнет закусывать губу и так далее. Понятно, что в этом ничего хорошего нет.

Другой причиной вполне может являться состояние хандры и скуки вашего сына или дочери. Ребенок сидит перед телевизором или компьютером и ковыряет в носу, а может, грызет ногти. Все это сродни обкусанным авторучкам и фломастерам. Дитя задумалось, заскучало и делает это несознательно.

Как же избавиться от подобного недуга? Причины разные, и глубина проблемы тоже различна. Если у ребенка постоянное нервное напряжение, то хорошо бы понять источник и раздражитель. Допустим, это сам учебный процесс, несущий определенную нагрузку. Его, конечно, исключить нельзя, но можно попробовать поменять к нему отношение. Это целая тема. Если же источник стресса – вы, со своими завышенными требованиями и контролем, то менять отношение к ребенку нужно срочно. Не нужно на него кричать, нагнетать напряженную обстановку вокруг его обязанностей и угрожать наказанием за неисполнение того, что возложено. В противном случае он будет нервничать и сгрызет все, что ему попадет в руки. Конечно, не канцтовары жалко, а ребенка. Бывают очень упрямые детки, к которым необходимо применять жесткие меры, но лучше всего найти подход. Ну, а когда ничего не помогает, придется обратиться к специалисту (детскому психологу, неврологу).

Ответ на привычку грызть карандаши при концентрации внимания некоторые родители предлагают неординарный. Вместо полного избавления они пытаются подменить более неприятную грызню на то, чтобы вертеть в руках бусинки, скрепки и т. д. Это в случае, если ребенок берет в рот авторучку при любом умственном труде. Кто-то пытается отвадить дитя тем, что покупает ручки и карандаши с игрушкой на конце, которую жалко грызть. Другие же приобретают металлические авторучки, об которые зубы обломаешь. На мой взгляд, это мало помогает. Вы же не будете извращаться, намазывая кончик карандаша горчицей или перцем. Лучше не ругать, а вести настоятельные профилактические беседы. Можно рассказать, сколько микробов может умещаться на конце ручки, линейки. Это впечатление работает на короткий срок. Ребенок с отвращением отдернет предмет ото рта, но через дня два машинально сунет ручку в рот опять. Проводя такую работу постоянно, показывая различное видео на эту тему, можно достичь результата.

Для избавления от пагубной привычки «грызуна» родители устраивают целые игры. Читал в Интернете про игру в «бобра». Как только у ребенка оказывается что-то во рту, а вы это заметили, он должен выкрикнуть фразу «я снова грызу». Сначала детям смешно, но на сороковой раз он уже начинает понимать, что у него проблема. Естественно, превратиться в бобра дитя не хочет. Я играл с сыном в «бурундука». Он немного обиженно сказал: «Я Егор, а не бурундучок». Каждому родителю нужно найти свой способ, подходящий именно его ребенку. У некоторых детей эта проблема отпадает сама собой, едва они немного повзрослеют.

Александр Семенков



Роднулечка — июнь 2018

Подробнее
Яндекс.Метрика