Может ли дома быть интересно без телевизора и планшета?

Опубликовано: 08.06.2016 | Автор: | Рубрики: Семейный досуг

Логопед Елена Ивановна сидела на приеме в своем кабинете одной из городских поликлиник Самары. Ближе к весне потянулись шестилетки, чтобы пройти медицинскую комиссию к школе. Елена Ивановна – опытный специалист, сама многодетная мама, так что детей за время работы повидала разных. Вот приходит к ней на прием шестилетний Захар со своей мамой. Начинается оживленный диалог, за которым мама наблюдает молча. У Захара чистая поставленная речь, он умеет читать и считать, обобщать, анализировать, с легкостью отвечает на вопросы, с интересом рассуждает. На вопрос Елены Ивановны «А чем ты любишь заниматься дома?» Захар подробно и увлеченно описывает свой насыщенный домашний досуг, в котором есть место и для активных игр, и для любимых книг про разные страны и животных, и для творчества, и для кролика, и для домашних обязанностей. «Как Вам это удалось?» – спрашивает Елена Ивановна маму Захара.

«Просто дома мы не включаем телевизор и не даем детям планшет». Пришел как-то к Елене Ивановне и шестилетний Максим со своей растерянной мамой. Мама жаловалась на плохую память сына, проблемы с произношением (Максиму никак не давались свистящая «с» и сонорные «р» и «л»). Из беседы с Максимом Елена Ивановна успела понять, что он не умеет читать, из всех букв русского алфавита он смог назвать лишь несколько, в процессе разговора рассеян, отвечает односложно. Оживился Максим лишь тогда, когда рассказывал про свою любимую игру «Энгри бердс», в которую постоянно играет в планшете. Действительно, в семье Максима родители не сильно напрягались с досугом ребенка, они просто дали ему гаджет. И теперь с диагнозом «задержка психоречевого развития» Максим отправится в логопедический детский сад, а затем в коррекционную школу. Безусловно, то, чем мы занимаем ребенка дома, напрямую влияет на развитие его личности, его интеллект и характер, на всю его жизнь. Так что, есть, как говорится, за что копья ломать. Вопрос другой: как с нашей суперзанятостью, стрессами и нагрузками, во-первых, найти время для ребенка, во-вторых, понять, чем его заполнить? Вот об этом и поговорим.

«Мама, давай я уделю тебе время: поиграй со мной!»

С такими словами пришел однажды шестилетний Слава к своей маме. Пришел, потому что знает, что это нормально, когда мама играет с ним в подвижные игры. Но так было не всегда. Просто Славина мама не сразу поняла, как важно просто играть со своим ребенком. Она чуть ли не с пеленок возила его в развивающие клубы, секции, кружки, стараясь развивать его интеллектуально и физически. И лишь посетив семинар по вопросам воспитания, мама этого шустрого мальчугана вдруг поняла: недостаточно просто ухаживать за сыном, развивать его, нужно строить с ним реальные отношения. Чтобы выстроить такие отношения с ребенком, нужно с ним играть, поскольку игра – это язык детей. Вот и начались в этом доме привычные всем нам с детства прятки-догонялки. Что самое интересное, кроме довольного лица сына мама Славы, постепенно стала замечать, как изменилось к ней отношение ребенка. Слава начал воспринимать маму не как повара, который его кормит, не как прачку, которая приводит в порядок его вещи, не как спонсора, который покупает что-то новое. Он стал воспринимать ее как личность, человека, с которым ему всегда интересно. Конечно, бывают дни, когда родители буквально «приползают» от усталости домой и нет никаких внутренних ресурсов на ребенка, который за день не успел, кажется, выплеснуть и толику своей энергии. Тем не менее дайте ему небольшую порцию внимания, выбрав хотя бы одну игру высокой («У медведя во бору…», «Куры в огороде» и другие версии догонялок), средней (съедобное-несъедобное, поиск спрятанного предмета по подсказке «тепло-холодно») или низкой активности (различные виды настольных игр – детское домино, шашки, морской бой и подобные).

Настольные игры

Не поленитесь составить свою домашнюю игротеку, она вас выручит не раз. Хотите развить в ребенке наблюдательность, усидчивость, умение анализировать, дифференцировать, обобщать, не тащите дитя за парту, просто играйте с ним в настольные игры, которые по возрасту он может осилить. Дети младшего школьного и подросткового возраста, как правило, очень любят настольные игры. Понятно, что ребенок живет здесь и сейчас. Но если вы хотите развить в нем стратегическое мышление и умение думать наперед, тогда пора за шашки. Настольные игры лучше всего искать в специализированных магазинах.

Творческая работа

Еще великий педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что ум ребенка – на кончиках пальцев. И чем больше ребенок работает руками, совершенствует мелкую моторику, тем активнее развивается его мозг. В качестве материалов для ручной работы подойдет все, что угодно – пластилин (или тесто), мозаика, термомозаика, бумага, картон, крупы, одноразовая посуда, краски (пальчиковые, акварельные, гуашь, витражные), шерстяные нитки, цветной песок, фломастеры, стразы, карандаши… В идеале итогом творческого процесса должен быть какой-то конечный продукт – поделка. Ответственность за успешное выполнение лежит на родителях: фантазируйте, ищите идеи (благо дело, Интернет под рукой), соотносите степень сложности с возрастом, продумывайте этапы и смело в бой. В нашем доме уже давно стало традицией делать еженедельные выставки детских работ в гостиной. Развивает ли ребенка творческая работа? Поднимает ли результат такой работы его самооценку и веру в свои силы? Мотивирует ли и дальше творить и вытворять? Однозначно, да! Тогда у вас есть повод в ближайшее время выбраться в магазин товаров для творчества.

Книги

О нечитающей России сегодня не говорит разве что ленивый. А откуда у ребенка возьмется любовь к книгам, если ему их не читают?! Проще сунуть ему планшет и спокойно заниматься своими делами. С чего начали мы с нашими детьми, чтобы привить любовь к книгам? Выключили телевизор (он у нас работает в редчайших случаях), убрали гаджеты, определили минимум, ниже которого мы никогда не опустимся, определили оптимально время и просто начали читать. Постепенно у нас сформировалась своя детская домашняя библиотека, появились любимые книги. И сейчас, когда наш сын научился читать по слогам, мы периодически застаем его с книжкой в руках. Для себя решили, что будем читать ему до тех пор, пока он сам не научится бегло читать, пока еженедельное посещение библиотеки и ежедневное чтение 40 страниц в день для него не станут нормой.

Произвольная игра

Ну и под конец пару слов о произвольной игре и о том, почему она так важна. В произвольных играх нет четкого сценария, конечной цели и в них не используются девайсы (компьютеры, смартфоны, планшеты и т.п.). Родители предоставляют ребенку свободу действий, и он сам придумывает, чем ему заняться и как воплотить свои идеи. Помните, как это было у нас: ролевые и сюжетно-ролевые игры в больницу, магазин, дочки-матери, постановка сказок, обустройство домика под столом из подручных средств… Именно произвольная игра как никакая другая развивает у ребенка воображение, пробуждает фантазию и изобретательность. Поэтому у ребенка обязательно (!) каждый день должно быть время для самостоятельной игры. И стимулом для такой игры является …скука. В попытке преодолеть эту скуку ребенок начинает что-то предпринимать, придумывать ситуации, проигрывать их. Конечно, ребенок при этом находится в поле вашего зрения. Но при этом будьте готовы увидеть себя со стороны. Вот 4-летний Илюша сидит и играет в машинки, машинки у него сталкиваются, происходит авария, Илюша при этом озвучивает диалог двух раздраженных водителей. Илюшин папа смотрит со стороны и узнает себя, ведь совсем недавно его сын был свидетелем, как небезопасный стиль вождения папы привел к аварии на дороге. И Илюше в данном случае произвольная игра нужна для того, чтобы выплеснуть свои эмоции. А вот 6-летний Матвей играет в спасателя животных и людей, ему эта роль понравилась с тех пор, как его папа спас птенца голубя и не дал замерзнуть лежащему на снегу нетрезвому человеку в 30-градусный мороз. Родители могут быть примером, но они не должны вмешиваться в процесс игры, ребенок сам ее должен придумать и прожить. В это время следует оставить в стороне свой воспитательный и обучающий запал, ведь это время предназначено совсем для другого!

Нина Лучко



Роднулечка — июнь-июль 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика