Лето для отдыха! Или для учебы?

Опубликовано: 04.08.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

«Наконец-то скоро учебный год закончится, и можно будет ничего не делать целых три месяца», – думают практически все школьники еще до наступления майских праздников. «Как только учебный год закончится, у нас будет целое лето, чтобы подтянуть знания по разным предметам», – полагают наивные родители. Пока школьники представляют себе беспечные каникулы: сон до полудня, прогулки, мультики, компьютерные игры; родители, как матерые методисты, составляют план занятий для ребенка на летний период. Назревает конфликт интересов. Если вовремя его не ликвидировать, то грянет гром, и лето окажется испорченным. Чтобы дома не разворачивались боевые действия, нужно искать компромисс.

В этом году моя дочь заканчивает первый класс. Перед школой я думала, что она неплохо подготовлена по всем учебным дисциплинам. Оказалось, что мои представления верны лишь наполовину. Талант к изучению русского языка ей, вероятно, передался по наследству (в нашей семье три поколения филологов по женской линии), а математика дается очень тяжело. Вот я и решила, что летом мы будем подтягивать точные науки: решать простые задачки, рисовать геометрические фигуры по клеточкам (а именно это вызывает наибольшие затруднения).

В поисках интересных заданий я отправилась бродить по всемирной паутине и наткнулась на весьма любопытный материал. На одном из форумов психолог красочно объясняла мамам, почему она против учебы летом. Специалист предложила родителям поставить себя на место ребенка: представить, что рабочий процесс взрослого – это учебный год, а отпуск – летние каникулы. Начальник, отпуская вас отдохнуть на 4 недели, добавляет, чтобы вы не забывали ежедневно в течение 3-4 часов готовить какой-нибудь отчет. Это необходимо для того, чтобы вы за время отпуска не утратили свою квалификацию и не забыли, как готовятся эти самые отчеты. Понравится вам такой отдых? Вы сможете им насладиться?

Отчасти я с мнением психолога согласна. Ежедневные многочасовые нагрузки к хорошему не приведут. Ребенок будет находиться в подавленном состоянии: смотреть в окно, которое заливают теплые лучи солнца, представляя, что сейчас он мог бы кататься на велосипеде (роликах, самокате), нежиться в теплых волнах необъятной Волги, играть в мяч (футбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис). Мысли ребенка будут находиться где угодно, только не в учебнике и рабочей тетради. В итоге закрепить пройденный за год материал все равно не получится, а вот лето и его радости, которых ребенок с нетерпением ждет на протяжении всего учебного года, обойдут его стороной.

Помните, в начале статьи мы говорили, что нужно искать компромисс.

1. Не забывайте, что лето длится дольше обычного отпуска взрослого человека. 3 месяца – достаточный срок для того, чтобы не только хорошо отдохнуть, но и немного позаниматься. Совсем не обязательно заставлять ребенка садиться за учебу с первого июня. Дайте ему возможность передохнуть от напряженного школьного графика, от ежедневного раннего пробуждения (если ребенок учился в первую смену). Вспомните, как приятно нам, взрослым, просыпаться утром в первый день отпуска, зная, что сегодня не нужно идти на работу. Дети испытывают похожие ощущения. Не нужно лишать их этого. Многие психологи вообще рекомендуют возвращаться к выполнению школьных упражнений к концу каникул – во второй половине августа.

2. Помните, что все дети разные. Никто не знает вашего ребенка лучше вас. Поэтому не нужно сравнивать собственного сына или дочь с одноклассниками, которые занимаются ежедневно. Если ваш ребенок сам хочет выполнять какие-либо задания, не нужно ему запрещать или мешать. А вот если он наотрез отказывается учиться в каникулы, нужно искать подход. Думаю, в этом случае лучшим вариантом будет применение игровых технологий.

3. Когда речь идет об игре, важно понимать, что играть в школу не нужно. От родителей требуется не имитация школьного расписания со звонками на переменки, а проведение самих упражнений в форме игры. Здесь просто необходимо включить собственную фантазию. Ведь заниматься, например, математикой можно во время приготовления обеда. Итак, для салата нам потребуется 2 огурца и 2 помидора. Сколько получается? А теперь мы добавим 1 болгарский перец. Сколько всего овощей мы положили в салат? Для детей постарше также можно придумать различные задачки.

4. И напоследок о важности чтения. Читать детям необходимо. Именно чтение развивает фантазию, позволяет ребенку сформировать достаточно широкий словарный запас, учит выстраивать сложные предложения. А все эти навыки ой как пригодятся ребенку во время учебы (пересказы устных предметов, сочинения, изложения, подготовка). Более того, именно чтение развивает у ребенка орфографическую зоркость. Это значит, чем больше ребенок читает, тем грамотнее пишет. Какие книги читать, ребенок пусть выбирает сам. Лично я выросла на «Незнайке», «Королевстве кривых зеркал» и «Волшебнике изумрудного города». Могла перечитывать эти книги раз за разом и всегда находила в них что-то новое и интересное. Но моим детям эти произведения пришлись не по вкусу. Сейчас мы просто приходим в библиотеку, и дочь сама выбирает книги, которые ей охота почитать. Не нужно заставлять читать книги по главам, если они длинные. Ребенку достаточно и нескольких страниц в день, например, перед сном. Это не займет много времени, но принесет много пользы.

Наталья Шаталова



Роднулечка — июнь 2018

Подробнее
Яндекс.Метрика