Кризис 7 лет: инструкция по выживанию

Опубликовано: 30.09.2016 | Автор: | Рубрики: семейная психологияРазвитие и воспитание

Первый раз в первый класс! Как это радостно, волнительно и… тревожно. Семья шагает в новый этап, и кризис семи лет ощущают все. Что нужно знать об этом возрастном кризисе, чтобы помочь ребенку благополучно вступить в новый период жизни?

Кризис – это хорошо?!

После рождения ребенок растет и развивается. Развитие всегда сопровождается целым рядом изменений, которые происходят в жизни ребенка за определенный отрезок времени. Изменения можно наблюдать во многих сферах: физической, интеллектуальной, эмоциональной, социальной и др. Существует два ключевых фактора развития ребенка – ведущая деятельность и социальная ситуация развития. На каждом возрастном этапе в жизни ребенка есть основная (ведущая) деятельность. Благодаря ей ребенок развивается, формирует новые навыки, приобретает опыт, познает мир. Не менее значимым фактором развития является социальная ситуация, а именно взаимоотношения ребенка со взрослыми, и на каждом возрастном этапе эта ситуация своя. К примеру, новорожденный младенец не в состоянии сам удовлетворить свои потребности, поэтому это делают взрослые через уход и заботу. По мере роста ребенок выходит на новый уровень взаимоотношений со взрослым, ведь у него появляются новые желания и потребности, которые он не может реализовать, находясь в прежних отношениях со взрослыми. В момент, когда в процессе развития у ребенка формируются новые потребности, и он начинает стремиться к новым взаимоотношениям в социальной среде, наступает так называемый возрастной кризис. Он неизменно сопровождается противостоянием между старыми взаимоотношениями с людьми и возникающими желаниями ребенка. Поведение ребенка в период кризиса меняется и, как правило, огорчает родителей. Однако родители должны понять, что кризис возраста – это признак роста и развития ребенка в разных сферах, а значит, это нормально, необходимо и… хорошо. Наиболее чувствительны для детей и их родителей такие возрастные периоды, как 3 года, 7 лет и подростковый период. Поговорим чуть подробнее о кризисе 7 лет.

Особенности развития и поведения первоклашек

Что касается физического развития, то у вчерашних дошколят довольно высокая физическая активность, у них постепенно формируется способность к преодолению более ощутимых физических нагрузок. В плане интеллекта этот период характеризуется активным умственным развитием, причем умственное развитие опережает физический рост. Касаемо эмоциональной сферы, первоклашки обладают высокой впечатлительностью, у них широкий диапазон положительных и отрицательных эмоций. Еще у детей в этом возрасте сильно развито чувство справедливости. Однако наиболее ощутимые перемены происходят в области социального развития. 7 лет – это тот возраст, когда рождается социальное «Я» ребенка. Авторитетом становится не только родитель, но и учитель. В отношениях со сверстниками формируются новые дружеские связи, но они не крепкие. У ребенка, как правило, появляется стремление иметь обязанности.

Если в дошкольном периоде преобладала такая ведущая деятельность, как сюжетно-ролевая игра, то в 7 лет на первый план выходит учение.

Период рождения социального «Я»

Главное событие в этом возрасте – поступление в школу. Ребенок может пойти в школу в 6 или 7 лет, но он непременно проходит этот возрастной кризис. Перемены в поведении и восприятии мира могут начаться в 7 лет, а могут сместиться к 6 или 8 годам. В этот период ребенок по-новому осознает себя в социуме. Так, ранее покладистый ребенок вдруг начинает предъявлять претензии на недостаточное внимание к себе. Причем детская наивность часто соседствует с излишней взрослостью, ведь ребенок предъявляет к окружающим повышенные нормы и требования. Все это не может не раздражать родителей. А все дело в том, что ребенок, утратив одни формы поведения, еще не приобрел другие.

В чем же больше всего нуждается ребенок 6-7 лет? В уважении! Он хочет, чтобы к нему относились как ко взрослому, считались с его мнением, признавали его суверенитет. Поэтому «взрослое поведение» с его нарочито демонстративной рассудительностью, подчеркнутое внимание к собственной внешности, желание выглядеть взрослее – все это сигнал взрослым о главной потребности этого возраста – потребности в уважении. И эту потребность родители не только не должны игнорировать, они ее должны непременно удовлетворять, иначе, когда этот человек вырастет, невозможно будет строить с ним отношения на основе понимания. Младшего школьника нужно поощрять быть самостоятельным. Это развивает его интеллект и инициативу. Если ребенка излишне строго наказывать за проступки, которые стали следствием инициативы ребенка, то постепенно чувство вины возьмет верх над стремлением к ответственности и самостоятельности. Так что инициативу и активность ребенка не стоит тормозить в самом начале.

Кризис 7-ми лет взрослые ощущают в процессе общения с ребенком, потому что он начинает по-другому реагировать на указания взрослых. Вот лишь некоторые типичные реакции:

— Непослушание, чаще всего демонстративное, сопровождающееся хитростью как способом избегания ответственности или наказания.

— Пауза как реакция на требование или просьбу, при помощи паузы ребенок отказывается выполнять действие или отсрочивает его, при этом он не реагирует на то, о чем его просят.

— Спор – реакция на просьбу, во время которой ребенок оспаривает необходимость действия или сравнивает себя с другими членами семьи / группы: «Почему я, а не он?».

— Упрямство, капризы, требовательность, болезненная реакция на критику и т.п.

Что делать взрослым?

Чаще всего, взрослые – родители, воспитатели, учителя – играют не на опережение, а просто стараются поспевать за развитием ребенка. Они находят приемлемые для себя стиль и форму общения с ребенком, а также методы влияния на него в определенном возрасте. При этом взрослые чаще всего останавливаются в комфортных для себя существующих взаимоотношениях с детьми. Поэтому так болезненно воспринимаются перемены. Однако ребенок развивается, причем как физически, так и личностно. И хорошие родители, и педагоги будут помогать ребенку осваивать новые навыки, необходимые во взрослой жизни, хвалить ребенка за его успехи, не упрекать за промахи и уважительно предлагать свою помощь.

Уважаемые родители, заранее готовьте ребенка к новому периоду жизни. Расскажите ему, чем школьная жизнь отличается от детского сада, покажите, что он уже умеет, а чему ему предстоит научиться. И вы сами должны быть готовы к новому периоду: принять тот факт, что ваш ребенок взрослеет, меняется и начинает воспринимать мир совершенно иначе. 7 лет – это тот возраст, когда родителям придется чуть отпустить своих детей от себя. При этом мудрые родители будут общаться со всеми взрослыми (педагогами, тренерами), которые оказывают влияние на жизнь их детей, чтобы все предпринятые усилия и действия были последовательны. Не бойтесь шагать в новый период, и пусть любовь к своему ребенку и верная стратегия во взаимоотношениях с ним будут вам в помощь!

Елена Кудинова



Роднулечка — октябрь 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика