Кинотерапия для подростков

Опубликовано: 16.08.2016 | Автор: | Рубрики: семейная психологияРазвитие и воспитание

«Важнейшим из искусств для нас является кино!». Стратегическая мысль вождя мирового пролетариата вряд ли когда-то потеряет актуальность. Не только с точки зрения агитации и пропаганды. Хорошее кино, как художественная литература, вне времени, политики и конкуренции. Оно, по сути, часть воспитания – чувств и вкуса, например. А еще искусство манипуляции: талантливый режиссер способен вывести зрителя на любые эмоции. Этот год проходит под эгидой российского кинематографа. Мы решили не оставлять такое событие незамеченным и составили свой список фильмов для подростков.

«Чучело» – классический пример того, что детство – жестокое время, и далеко не все вспоминают о нем с удовольствием. Выпуская в прокат фильм Ролана Быкова сегодня, реклама кричала бы нам на каждом шагу «основано на реальных событиях». История «травли» внучки сценариста оказалась близка и понятна пасынку режиссера Ролана Быкова – Павлу Санаеву. Поговаривают, что будущий автор книги «Похороните меня за плинтусом» в начальной школе сам был изгоем. Может, потому так убедительно сыграл в картине эпизодическую роль.

«Сто дней после детства». История первой любви, которая редко бывает взаимной, глазами выдающегося режиссера Сергея Соловьева. Как часто мы замыкаемся в своем несчастье и грусти, не замечая, что сами для кого-то источник тех же переживаний. Печальные истории подросткового периода способны не только ранить, но и научить, например, ценить и по возможности беречь чужие чувства, проживать свою трагедию и взрослеть через нее. Красноречивее и точнее всего о фильме в двух словах сказал сам режиссер в эпилоге: «воспитание чувств». Ни больше не меньше. Картина была обласкана критикой и по праву собрала урожай престижных наград, в том числе Серебренного медведя Берлинского фестиваля за лучшую режиссуру.

«Школьный вальс» Павла Любимова «звучит» актуально во все времена. Ничего не ново в этом мире. Темой школьной беременности современных подростков вряд ли удивишь. А вот самостоятельностью и независимостью героини – вполне. «Школьный вальс» – тот случай, когда взрослая жизнь начинается сразу за порогом школы. А это не только и не столько свобода, сколько ответственность. За решения, поступки и даже чувства. С момента выхода картины (а это почти 40 лет) много воды утекло. Тогда создатели фильма, наверняка, понимали, что тема – из разряда вечных. Но вряд ли могли предположить, что сегодня она превратится в шоу и современное телевидение растиражирует ее в формате реалити.

«Пацаны». Перевоспитание трудных подростков в лучших традициях Макаренко глазами, а точнее камерой, Динары Асановой. Без пафоса, иллюзий и лишних сантиментов. Пожалуй, сегодня мало, кто может поверить, что человек способен бросить неплохую спортивную карьеру и отправиться в спортивно-трудовой лагерь для «трудных» подростков. Еще меньше людей могут решиться на такое сами. Но история от этого не становится менее правдоподобной. А потому хочется крикнуть «Верю!» каждому эпизоду и слову картины. И согласиться с психологами, уверяющими, что подростки не рождаются «трудными», они такими становятся под давлением и в силу обстоятельств и окружения. Не всегда, кстати, антисоциального. Драма после премьеры вызвала шквал откликов. Юные зрители в своих еще не электронных письмах изливали душу режиссеру. Пронзительный сценарий, прерываемый документальными вставками и сегодня смотрится не менее современно, чем 30 с лишним лет назад.

«Неадекватные люди». Больше года назад Минкульт опубликовал сотню отечественных фильмов для школьников. Картин, снятых после 1994 года, там не оказалось. То ли эксперты не особо доверяют современным режиссерам, то ли фильмы не успели еще пройти проверку временем. На знаю, по каким фильмам о нашем времени будут судить наши дети, но, надеюсь, картина «Неадекватные люди» им понравится, или хотя бы покажется интересной. Дебют в полном метре режиссер Роман Каримов снял в 25 лет за смешные, по меркам сегодняшнего кинематографа, 100 тысяч доллар. И первый блин не оказался комом. Картину высоко оценили на фестивале «Окно в Европу», присвоив победу нескольких номинациях. Кстати, зрительские симпатии разделились между работами новичка Каримова и мэтра российского кино Станислава Говорухина с фильмом «…В стиле jazz». А это уже о чем-то говорит.

«Кто, если не мы». Артур Смольянинов впервые снялся отнюдь не в «9 роте», как думают многие. Дорогу в кино для него открыл режиссер, актер, сценарист и писатель Валерий Приёмыхов. За ленту «Кто, если не мы» Смольянинов удостоился приза «Лучший актер-подросток» на МКФ детских фильмов в «Артеке». Картина не попала в сотню лучших, по мнению Минкульта, но от этого не стала хуже. Лишнее подтверждение чему – премия «Ника» за лучший сценарий и приз президентского совета «Кинотавра». Трогательная история странной дружбы запутавшегося подростка и сильно выпивающего бывшего милиционера в условиях постперестроечной страны.

«Класс коррекции». Пару лет назад картина Ивана Твердовского номинировалась на главный приз Кинотавра, но стала лучшим дебютом. История девочки-колясочницы, которая после домашнего обучения перевелась в класс коррекции, мало кого оставила равнодушным. Хвалили и ругали фильм в основном за одно и то же – жестокую сентиментальность и острую социальность. Здесь намешано много всего: первая любовь, непонимание взрослых, любовный треугольник, только вместо «соплей и слез» ударная доза агрессии, безжалостной и беспощадной от своей беспомощности. И все это на фоне беспросветной реальности общества ограниченных возможностей, где нет элементарных пандусов. Кто-то из критиков заметил, что картину лучше всего описывает странное словосочетание «омерзительный шедевр». С этим трудно не согласиться. И снято талантливо, и актеры «Гоголь-центра» играют замечательно, но применить к фильму слово «понравилось» так же сложно, как остаться равнодушным. Режиссер мастерски играет на наших эмоциях, оставляя противоречивое послевкусие, характерное для фильмов Ларса фон Триера. Кстати, Твердовский не скрывает, что большой его поклонник. Фильм для подготовленного и неслабонервного зрителя.

P.s.: На истину в последней инстанции и объективность не претендую. А если у вас есть свои предложения, добро пожаловать в нашу группу Вконтакте. Вместе посмотрим и обсудим.

Наталья Михайлова



Роднулечка — июнь 2018

Подробнее
Яндекс.Метрика