«Ежикина гимнастика». Дыхание против ОРЗ

Опубликовано: 17.03.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Ежикиной ее прозвали мои дети: когда я объясняла дочке, как в гимнастике А.Н. Стрельниковой правильно брать вдох, я придумала целую сказку про ежика, который шел по лесу и вдруг почувствовал непонятный запах – и стал резко вдыхать носом, чтобы его хорошенько «разнюхать». А потом он стал нюхать цветочки и солнышко (сопровождая это наклонами вниз и прогибанием назад), а потом встретил зайку и стал с ним обниматься… Так у нас появилась своя история на каждое упражнение комплекса – а их около десяти.

Парадоксальную дыхательную гимнастику, известную сейчас и за рубежом, разработала в середине прошлого века Александра Николаевна Стрельникова, которая была вовсе не врачом, а оперной певицей, наследственной: ее мать преподавала в Московском оперно-драматическом театре им. К.С. Станиславского. Когда у дочери пропал голос, они стали искать специальные дыхательные упражнения, которые помогали его восстановить. Тут и выяснилось, что дыхание, состоящее из резких вдохов, которые сопровождаются сжатием, напряжением (в этом и заключается парадокс: обычно мы на вдохе, наоборот, стремимся раскинуть руки, чтобы набрать побольше воздуха) – это дыхание очень благотворно влияет на голосовые связки, укрепляет их. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой стала настоящим подарком для актеров и певцов (у Александры Николаевны занимались, например, Андрей Миронов, Лариса Касаткина, Маргарита Терехова, Армен Джигарханян).

Но однажды у сорокалетней А.Н. Стрельниковой случился сердечный приступ. Ближайший телефон был в другом квартале – не дойти. Тогда Александра Николаевна по какому-то наитию стала делать «актерские упражнения» – так была открыта великая лечебная сила стрельниковской гимнастики. Это потом уже были исследования в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ, в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69 и Центральном НИИ туберкулёза РАМН, которые объяснили, что в результате подобного дыхания изменяется газовый состав крови, мозг начинает получать гораздо больше кислорода – и уже более эффективно регулировать обменные процессы, протекающие в нашем организме. В результате уходят не только насморки, кашли и головные боли, уходят такие страшные заболевания как астма, туберкулез, гипертония.

«Исцели себя сам» – такое справедливое требование надо бы предъявлять врачам сейчас. Автор дыхательной гимнастики доказала действенность своего изобретения. На 77 году жизни она погибла при ДТП. Она тогда была абсолютно здорова, бодра и полна жизненных сил.

Про дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой я тоже в свое время узнала от преподавателей пения. Это было удобно: перед концертом не распеваться, а незаметно «продышать», пока идешь или едешь до нужного места – и приехать уже с разогретым связочным аппаратом. А потом моя четырехлетняя дочка получила диагноз «хронический обструктивный бронхит», и врачи посоветовали нам готовиться к бронхиальной астме. Тогда в нашем доме и завелись сопящие ежики. Конечно, четырехлетнему ребенку сложновато делать скучные упражнения – тут понадобились вся моя настойчивость и полет воображения, чтобы диагноз ушел. Гимнастику А.Н. Стрельниковой мы делаем с ней по утрам до сих пор – а ей уже 11 лет. За эти годы на ее счету немедикаментозное спасение от плеврита, да и за общее состояние здоровья можно сказать спасибо: по болезни школу почти не пропускает, даже во время повального «увлечения вирусом».

Из негативных последствий я пока заметила только одно – у себя: этим летом вдруг обнаружила, что мои любимые маечки в обтяжку стали мне… маловаты. «Потолстела за зиму» – естественно подумала я. Но более пристальный осмотр признаков потолстения не обнаружил. Тогда пришлось сделать единственный вывод: увеличение грудной клетки за счет увеличения жизненного объема легких. В эту зиму гимнастику А.Н. Стрельниковой мне приходилось делать дважды: младшие дети, которые тоже уже освоили «ежиков», встают позже.

Единственным учеником Александры Николаевны Стрельниковой является Михаил Щетинин. Хотя информации о самой гимнастике (в том числе видео с Щетининым) в Интернете достаточно. Пока же предлагаю вам описание нескольких основных упражнений.

Самое главное в гимнастике А.Н. Стрельниковой – это вдох. Резкий, глубокий, короткий, будто мы с тревогой нюхаем: не горит ли что-то? Мы обращаем внимание только на вдохе, считаем только их – выдохи происходят сами собой. Вдохи делаем с частотой в 1 секунду (это реже, чем может казаться). Один блок состоит из 8 вдохов. Начинать нужно с одного вдоха – с непривычки может кружиться голова. Постепенно можно доводить до 12 блоков (это «стрельниковская сотня»).

Упражнение 1. Ладошки. Руки на уровне плеч. На каждый вдох активно сжимаем ладошки.

Упражнение 2. Погончики. Мы назвали это упражнение «выбрасываем вреднюшки-соплюшки». Руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулак. При вдохе резко опускаем руки вниз, будто выбрасываем что-то в землю, пальцы при этом растопыриваем.

Упражнение 3. Насос (Собираем цветочки). Стоим, чуть наклонясь, руки свисают примерно до колен или чуть выше. При вдохе опускаемся еще глубже вниз.

Упражнение 4. Кошечка. Руки у пояса, при вдохе поворачиваемся в одну сторону и сжимаем руки в кулак: «кошечка хватает мышку». На следующий вдох поворачиваемся в другую сторону. И так чередуем.

Упражнение 5. Обнималочки. Вот тут ежик и встретил зайку. При вдохе обнимаем себя, сильно сжимая грудную клетку.

Упражнение 6. Большой маятник. На самом деле, тут ежик нюхает то цветочек, то солнышко: на первый вдох мы делаем упражнение «Насос», на второй – прогибаемся назад, обнимаем себя, сжимая грудную клетку, голову тоже запрокидываем. Осторожно! С непривычки голова может кружиться.

Упражнение 7. Повороты головой влево-вправо – на каждый вдох (запахло чем-то вкусненьким, ежик пытается понять, откуда запах).

Упражнение 8. Наклоны головы к левому и правому плечу поочередно (ежик прислушивается – не крадется ли лиса).

Упражнение 9. Наклоны головы вперед и назад – малый маятник.

Упражнение 10. Кораблики. Одна нога впереди. На первый вдох переносим вес тела на переднюю ногу, на второй – возвращаемся обратно. Сделав один блок, меняем ноги местами.

Упражнение 11. Танцы! Руки сгибаем в локтях. На вдох поднимаем колено и тянем его к локтю противоположной руки. На следующий вдох – меняем руку и ногу. Опорная нога при этом может пружинить, чуть сгибаясь в коленях.

Упражнение 12. Захлесты. На каждый вдох сгибаем ногу (поочередно), пытаясь достать пяткой до попы.

Позвольте ребенку самому придумывать новые объяснения упражнениям – детям это очень нравится. А это одно из главных условий – гимнастику (любую) нужно делать с удовольствием. Будьте здоровы!

Зоя Дмитриева



Роднулечка — май 2018

Подробнее
Яндекс.Метрика