Если ребенок заикается

Опубликовано: 17.03.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Заикание в подавляющем большинстве случаев – одно из проявлений неврозов. Некоторые родители полагают, что заикание у их ребенка началось после пережитого испуга. Испуг в подобных случаях не причина заикания, а лишь толчок к его развитию. Многие дети чего-либо пугаются, но только у немногих эти переживания вызывают тяжелые последствия. Здоровая нервная система справляется с таким испытанием, а слабая дает срыв. Роль толчка, провоцирующего заикание, могут сыграть перенесенное инфекционное заболевание, переутомление.

Наблюдательные родители не случайно замечают у заикающегося ребенка и другие признаки нервозности, свидетельствующие о нарушении функций вегетативной нервной системы: повышенную возбудимость, плаксивость, беспокойный сон, а также способность быстро краснеть или бледнеть, сильную потливость. Я настойчиво подчеркиваю связь заикания детей с неврозом для того, чтобы родители детей, страдающих заиканием, сделали первый важный для себя вывод: нельзя изолированно воздействовать на речь ребенка, необходимо заняться его общим укреплением, прежде всего, создать ему правильный, соответствующий возрасту, режим отдыха и работы, спокойную домашнюю обстановку.

Заикание иногда возникает в результате подражания, оно может появляться в тех случаях, когда речь развивается слишком быстро, и возможности речевого аппарата отстают от желания высказываться. Ребенок не в состоянии выразить свои чувства и поэтому торопится, заикается. Родители часто спрашивают: «Излечимо ли заикание?».

Безусловно. Полного излечения не удается добиться лишь в тех случаях, когда у ребенка имеются органические поражения нервной системы. Но следует помнить: каждый день промедления закрепляет дефект, затрудняет успешную борьбу с ним. При первых же признаках заикания ребенка следует показать невропатологу и логопеду. Помимо специальных занятий, важно и то, как будут себя вести с больным ребенком окружающие.

Не позволяйте себе резкого тона в общении с ним, одергиваний, криков. Не фиксируйте внимание ребенка на его дефекте речи. Говорите с ним спокойно, медленно (но не монотонно), стараясь тем самым выработать у ребенка более медленный темп речи.

В начале лечения рекомендуется временно ограничить речевую активность. Перестаньте читать ребенку сказки, заучивать с ним стихи. Старайтесь, чтобы он больше времени проводил на воздухе, займитесь его «ручным трудом»: пусть клеит, лепит из пластилина, играет в песочнице, с кубиками, мозаикой и т.д.

Одновременно, в разумных пределах, развивайте речь ребенка. Настоящий вред такому ребенку приносит заучивание большого количества всевозможных длинных стихов, которые дети часто произносят захлебываясь и зачастую не понимая смысла. Это перегружает нервную систему, что также может способствовать возникновению заикания.

Надо беречь ребенка от психических травм и неприятных переживаний. Взрослые не должны ссориться в присутствии детей, повышать голос, вовлекать их в семейные конфликты. Следует помнить, что правильное развитие речи имеет огромное значение для будущей судьбы ребенка – ведь все мы, родители, хотим, чтобы она была счастливой.

Материал подготовлен при участии логопеда ГБУЗ СО «Самарской городской поликлиники № 10» Любови Сергеевны Мастеровой.



Роднулечка — июнь-июль 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика