Детская жестокость

Опубликовано: 12.08.2016 | Автор: | Рубрики: семейная психологияРазвитие и воспитание

Слово «жестокость» всегда звучит угрожающе, а если еще добавить прилагательное «детская», то кажется, что это уже из ряда вон. Однако с подобным явлением мы встречаемся чаще, чем хотелось бы. Поведение такого рода проявляется и дома, и в школе, и даже в детском саду.

Один психотерапевт со стажем заметил, что криминальные сводки пестрят происшествиями с участием подростков. Он, и не только он, изобличает миф о невинности ребенка. Уже с малых лет некоторые способны причинять боль не только своим близким, но и сверстникам. Причем вытворяют они это с поразительной жестокостью, даже не раскаиваясь. Их ожесточенность и злая энергетика просто пугают. Конечно, слава Богу, далеко не все таковы, но приступы гнева и ярости присущи и детям, и взрослым. По статистике, ежегодно в России более трехсот тысяч общественно опасных правонарушений совершаются несовершеннолетними. Выявлено, что примерно к ста тысячам таких деяний причастны практически дети. Стоит задуматься.

Ну, с подростками это еще как-то объяснимо: переходный возраст и все такое. Но поговорим о маленьких детях, которые в большей мере, нежели подростки, находятся под влиянием родителей. Однако с малых лет некоторые успешно упражняются в садизме. Причем на сегодняшний день порой и девочки в этом догоняют мальчиков. В чем же причина? На этот счет существует точка зрения некоторых ученых, исследовавших эту проблему. По их мнению, якобы в определенных людях живет ген «жестокости», который не изменят никакое хорошее воспитание и достойный пример. При обследовании убийц пришли к выводу, что их ярость и насилие не вызвано дурным примером в семье или угнетением со стороны сверстников. Жестокость у них в мозгу. Право, не знаю, как к этому относиться и насколько доверять подобным заключениям.

Кого в жертву выбирает жестокость, пусть даже детская? Это обычно те, кто меньше и слабее. Примеров масса. Встречается садистское отношение в семьях, где старший угнетает младшего. Иногда дети избирают жертву и начинают издеваться над ней всем классом.

Самым распространенным проявлением детской жестокости является жестокость по отношению к животным. Здесь все просто. Это самое безнаказанное деяние. Кто вступится за лягушку, кошку или воробья? Я помню, как дети нашего двора устраивали изощренные казни жаб, а однажды кто-то засунул кошку в чемодан и бросил в костер. Не знаю, как на это отреагировали родители, но поражает другое. Неужели ребенок совершенно не чувствует той боли, которую он причиняет живому существу? Он не может не переживать, скорее подобные чувства ему нравятся, вызывая в организме приток адреналина и необычные эмоции. Я не сторонник теорий о нашей животной природе, которая иногда ищет выход в виде жестокости и агрессивности. У нас есть воля, выбор и те ценности, которые уже заложены в ребенке. Ведь садистские действия производят не грудные дети. Конечно, найдутся те, кто захочет об этом поспорить, но согласитесь, что жестокость к тому, кто невиноват – настоящее зло. Психологи утверждают, что агрессия бывает двух видов: устойчивая и фрагментарная. Фрагментарная агрессия проявляется неожиданно, причем у детей, которым это не свойственно. Иногда это всплеск несогласия и бунта, где ребенок определяет границы дозволенного и недозволенного. С устойчивой агрессией все сложнее. Это зловещий сигнал того, что дитя реализует свои стрессы и страхи через агрессивность. Он в этом упражняется, что приводит к формированию определенного типа поведения.

Психологи также различают осознанную и неосознанную жестокость. Например, ребенок отрывает лапки кузнечику. Он не осознает своего поступка, ему просто интересно, что будет. Многие в раннем детстве жгли клопов-солдатиков, наблюдая за происходящим из интереса. Осознанная жестокость – это жестокость целенаправленная. Здесь дитя испытывает захватывающие его чувства. Причины возникновения ожесточенности и злости кроются в известных жизненных сферах.

Во-первых, это семья. Атмосфера в семье является неоспоримым фактором формирования психики ребенка. Если в доме царит атмосфера нервоза, никому нет дела до ребенка, или же налицо завышенные требования и постоянный контроль, то формирование агрессии в ребенке неизбежно. Кроме подавления личности, в некоторых семьях бытует и вседозволенность, что также пагубно влияет на детей. У ребенка в этом случае развивается завышенная самооценка и чувство безнаказанности.

Во-вторых, это окружение сверстников. Сюда входят и друзья, и атмосфера в классе и школе. В этом случае на возникновение агрессии влияют ценности подростковой субкультуры, а особенно определенные друзья, обладающие авторитетом, способные доказывать свое превосходство через унижение других. Такой пример заразителен для некоторых подростков и даже детей. На формирование ожесточенности сильно влияет повторяющееся публичное издевательство. Ребенок вырастает ненавидящим сверстников, с озлобленным взглядом на жизнь.

Третьей сферой является телевидение и Интернет. Короче говоря, все, где можно посмотреть и послушать. А уж посмотреть, особенно в Интернете, можно такое, что любому ребенку может причинить психологическую травму. Ролики, чуть ли не пропагандирующие насилие, злость, месть и извращения более чем доступны. Дитя, видя и слыша подобное, пропитывается принципами и образами, как губка. Стоит ли удивляться возникающей у ребенка депрессии и последующей агрессии.

Вопрос «Как не допустить страшный недуг или помочь справиться с ним» всегда актуален. Существует ряд определенных рекомендаций на этот счет. Лучше заниматься профилактикой, то есть дать ребенку хорошее воспитание. Под хорошим воспитанием имеется в виду не просто обеспеченное детство, а внимание родителей и закладка общечеловеческих ценностей. Учите ребенка быть дружелюбным, здороваться, делиться, уступать. Один мой знакомый применил интересный способ, чтобы разрядить вспыхнувшую из-за игрушек ссору двух его внучек. Он сказал: «Хотите я покажу вам в YouTube, как живут дети Индии? У них нет таких игрушек». Посмотрев видео и ужаснувшись, сестры начали извиняться друг перед другом.

Необходимо ценить достижения ребенка, не гнобить за неудачи, поощрять проявление творческих наклонностей. Естественно, следить за тем, с кем он дружит, что смотрит в Интернете и по телевидению. Стараться разряжать напряженную и угнетающую обстановку в семье, возникшую вследствие каких-либо проблем. В случае упущения ситуации с поведением сына или дочери, нужно обратиться к детскому психологу. Запускать подобные вещи нельзя, иначе это вырастет и превратит ребенка в монстра.

Александр Семенков



Роднулечка — апрель 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика