Что влияет на успеваемость ребенка?

Опубликовано: 05.10.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Этот вопрос волнует миллионы, причем не только в России. Любой хочет, чтобы его ребенок преуспевал и учился на «хорошо» и «отлично». В этом проявляются родительский покой и родительская гордость.

Ведущие ученые в области гуманитарных наук исследовали сферу влияния «социального капитала», как школьного, так и семейного. В результате они пришли к выводу, что уровень социального капитала достаточно сильно влияет на успеваемость детей и подростков. Причем обстановка в семье на этот счет является более доминирующей, нежели обстановка в учебном заведении. Дети в семьях с большим достатком учились успешнее остальных. Конечно, не всегда так бывает, но статистика такова. Однако заметим, что это исследование проводилось на Западе, а не в России, и по большей части среди студентов. Поэтому, наверное, россиянам сложно ориентироваться на подобные результаты.

Что же на самом деле влияет? Все понимают, что «золотого ключика», как ответа на этот вопрос нет. Влияет масса вещей. Можно открыть любую страницу в Интернете, освещающую эту тему, и накопать кучу интересных советов. Вот только подойдет ли это вашему ребенку и насколько это выполнимо?

Как думаем мы? Если создать спокойную обстановку дома, чтобы ничто не отвлекало дитя от уроков, домашнего задания, то успеваемость возрастет. Если сидеть вместе с ним и объяснять задания, оказывая посильную помощь, то картина изменится в лучшую сторону. Если преподаватель – знаток своего дела и умеет строить взаимоотношения, то у моего ребенка больше шансов стать хорошистом и отличником. Если класс дружный и есть достойные примеры успеваемости, то и мое дитя подтянется.

Несомненно, все вышеописанное не может не влиять на учебный процесс. Однако всё ли мы учли, и являются ли эти пункты основополагающими? Как ни странно, но опыт российских семей открывает некоторые парадоксы того, от чего зависит успеваемость ребенка.

Вы удивитесь, но, оказывается, жилищно-бытовые условия не столь сильно влияют на успеваемость ребенка. Для нас это странно, ведь не будь у сына и дочери удобного, огражденного от суеты и звуков пространства, о каком хорошо выполненном домашнем задании может идет речь? Некоторые, к сожалению, выполняют уроки на кухне. И так-то сложно заставить ребенка сосредоточиться, а уж когда масса отвлекающих факторов, тем более. И тем не менее успеваемость детей может быть на высоте и без качественно организованного личного пространства. Хотя подобное пространство просто необходимо.

Благополучие родителей, наличие богатой библиотеки и различные наглядные пособия тоже, оказывается, влияют в малой степени. Говорят, что проблемы в семье, например, пьянство не является причиной плохой успеваемости, хотя согласиться с этим весьма трудно. Ясно и общеизвестно, что обстановка в семье в первую очередь влияет на успеваемость ребенка. Бывают, конечно, различные случаи, но это исключения. Максим Горький, например, в детские годы, живя с дедом и сводными братьями, видел только порку и дурной пример братьев, однако стал великим русским писателем. Нельзя основываться на случаях «из ряда вон».

Как бы это ни выглядело, но наследственность влияет на способности к обучению у многих детей, родители которых имеют по два высших образования или занимаются научной работой. Несомненно, это отражается на успеваемости ребенка.

Еще один фактор – отношение родителей к жизни (окружающей и своей собственной). Если родители реализовались, состоялись и имеют востребованность и уважение в обществе, то это положительно отражается на детях. Как следствие, их подход к учебе отличается от тех, у кого в семьях прямо противоположная ситуация.

Интересным фактом является исследование кандидата философских наук Ольги Сачавы (Санкт-Петербург). Ее группа обнаружила, что подавляющее большинство всех отличников и хорошистов проживают в семьях, где регулярно и организованно проводятся общесемейные праздники (торжества, дни рождения), а также там, где у детей есть постоянный контакт с бабушками и дедушками. Я бы сказал, что это удивительные результаты. Самое интересное, что, по исследованиям этой группы специалистов, не столь сильно влияет на успеваемость то, где ребенок делает уроки и насколько богаты родители. В положительный фактор входит профессиональная удовлетворенность супругов, получающих от работы удовольствие. В итоге понимаешь, что за всем стоят добротные семейные ценности.

Сложно понять, каким образом успеваемость ребенка оказывается на высоте, благодаря общению с дедушками и бабушками и как спланированные праздники дают толчок к получению лучших оценок. Скорее всего, такая социальная обстановка благотворно влияет на мотивацию детей к учебе.

Распространенным мнением специалистов, как показывает статистика, является мнение, что девочки учатся лучше мальчиков. Картина эта все же не повсеместна. Ответ на подобную статистику выражается в таком качестве, как прилежание. Девочки зачастую более прилежны, нежели мальчики. Как видно, далеко не все зависит от способностей. Трудящийся ученик бывает успешнее суперспособного лентяя. Как говорила в свое время моя преподавательница в университете: «Талант хорош, но и его пропьешь».

И все-таки на успеваемость не может не влиять внимательное отношение родителей к учебному процессу ребенка, их заинтересованность, выражающаяся в найме репетиторов. Если дитя не упущено и подготовлено должным образом, то можно надеяться и на лучшие результаты. Успехов вам в учебном процессе!

Александр Семенков



Роднулечка — июнь-июль 2017

Подробнее
Яндекс.Метрика