Больше, чем пересказ: школьный навык как средство укрепления семьи

Опубликовано: 07.06.2016 | Автор: | Рубрики: Развитие и воспитание

Почему в школе так много внимания уделяется пересказу? От этого нехитрого (для кого-то) навыка зависит умение учиться в целом, которое нужно нам всю жизнь. Можем ли мы, родители, помочь ребенку, если у него это дело… буксует? И как это сделать эффективней?

Прежде всего, оставим за бортом мысли – безусловно, справедливые, но теперь, увы, ненужные – что надо было раньше «стелить соломку». Еще в детсадовском возрасте ребенок, которому РАССКАЗЫВАЮТ сказки, способен пересказать недлинный шедевр своим куклам. Есть один момент: сказки должен рассказывать ЖИВОЙ человек. Мама. Папа. Бабушка. Бабушки вообще именно для этого предназначены. Не МР-3-плееры – у них нет бабушкиных чувств и жизненного опыта, который обязательно звучит в голосе живого рассказчика. Но… если уж не сложилось, пенять на судьбу не будем – может, она именно тут закопала для нас какой-то неожиданный подарок. Отправимся на поиски. Итак…

Если мы решили помогать чаду в нелегком деле пересказа, для начала надо найти… мотивацию. Свою собственную мотивацию – не его. Поэтому честно ответьте себе на вопрос: а зачем это надо? Зачем МНЕ это надо? «Потому что нас тоже в школе заставляли…», нет, не то. Пообщаться с ребенком? Уже теплее. Помочь ему стать успешным? Еще лучше.

О чем вообще говорит умение пересказывать? Оно может говорить о прекрасной памяти – ну, в самом деле, есть такие люди(дети), которые – посмотрели один раз – и сразу пересказали. Или прослушали – и повторили. Кстати, вот еще один «ключик»: как ваш ребенок лучше воспринимает информацию – на слух или зрительно? Первому будут легче давать изложения, второму – пересказ прочитанного. Конечно, нам надо будет поработать над обоими каналами восприятия информации, но сейчас у нас другая задача, поэтому лучше уж использовать тот канал, который дитяти привычнее.

Но навык пересказа – это не только память. Это аналитическое мышление: умение разделить текст на части, выделить главное; а потом синтез – нужно понять чужую логику – логику автора. А если ты понял другого – это уже умение общаться, коммуникабельность, которая лежит в основе жизненного успеха. Ну, мы вдохновились?

Тогда начинаем… с себя. Да-да, так будет честнее. К тому же именно мы, родители, можем «заразить» ребенка лучше кого бы то ни было. Поэтому на ночь читаем ребенку (вы же читаете на ночь детям?) то, что вам тоже интересно (конечно, речь идет о детской литературе, а не о Курте Воннегуте или Пелевине). Забудем пока о школьной программе. А утром по дороге в школу, в гараж (вместо телевизора) за завтраком начинаете вспоминать о том, «как он круто его!». Не нужно «включать идиота» и спрашивать: «Что там дальше было?». Если вы рассказываете действительно заинтересованно, то ребенок сам начнет вас перебивать, и вы потихонечку передадите инициативу в его руки. Только в конце можно удивиться: «Вот это да, мы ж с тобой весь рассказ пересказали!». Если начало удалось, можно включать игру: вы пересказываете – а ребенок следит, все ли вы вспомнили или что-то пропустили?

После нескольких успешных «воспоминаний» попробуйте пригласить ребенка к учебе. «А как у нас с тобой это получается?». Оказывается, сначала вспоминаются те моменты, которые затронули эмоционально (то есть, если говорить по-детски – в которых было страшно или весело, или грустно…). А потом, опираясь на них, можно потихоньку вспомнить все остальное. И выяснится, что мы обязательно рассказываем о главном герое: кто он, как одет, какой у него характер (и откуда мы про это узнаем – по поступкам, по словам, по тому, как о нем другие говорят…). Что он делал? Почему так получилось? Здесь очень важно отделить то, что действительно есть в тексте, от наших собственных домыслов и чувств.

Пробуем разделить текст на кусочки, рассказываем части по очереди – тут несколько шагов остается до краткого пересказа, в котором нужно упомянуть лишь то, без чего смысл будет не понятен.

В деле пересказа есть и другая полезная работа: можно повспоминать все диковинные словечки, которые встретились в рассказе. По-хорошему, с этого нужно начинать, ведь именно НЕПОНЯТЫЕ СЛОВА могут служить препятствием к пересказу – мы же, в отличие от попугаев, не можем повторить то, чего не понимаем. Кстати, о попугаях. «Попугаичьим» пересказом – дословным – часто страдают как раз люди с хорошей памятью (и не всегда подобная память – это благо для ученика). Нам же с вами нужно развить навык осознанной, вдумчивой передачи текста. Зазубренный наизусть параграф по истории вряд ли удержит вашего ребенка – когда он встанет во главе государства – от повторения исторических ошибок.

Что еще? Легче учиться пересказывать тексты, где есть яркий, захватывающий сюжет – динамику дети, как правило, запоминают гораздо легче. Но постепенно, когда навык уже появится, можно переходить и к описательным текстам. Кстати, тут как раз наступит время поучить вашего визуала воспринимать текст на слух. Дайте ему подсказку: слушай с закрытыми глазами и представляй, как будто кино смотришь.

А дальше начнется уже время бонусов: когда у вас с ребенком будет уже достаточно солидный багаж пересказанных текстов – а значит, пережитых вместе – вы вдруг увидите, что стали гораздо ближе друг другу: совместные переживания всегда скрепляют. У вас будут общие темы для разговоров, размышлений, сравнений. Все это очень пригодится, когда ваш ребенок выйдет в подростковый возраст и отправится искать свои сюжеты в среде сверстников – он будет знать, что за плечами у него есть тихая гавань, куда он может спрятаться хоть ненадолго от подростковых бурь.

Зоя Дмитриева



Роднулечка — июнь 2018

Подробнее
Яндекс.Метрика